Такая отрасль науки, как железобетон, имеет свою ветвь научных исследований, как связь арматуры с бетоном, и сделано в этом направлении немало, но пришли другие времена, и эти достижения стали мало кого интересовать. А зря! Особенно это усилилось, когда стали повсеместно применять преднапряженный железобетон. Стали забывать не потому, что не понимали, а обозначилось новое направление, натяжение на упоры, когда натянутую арматуру начали освобождать от натяжения и передавать его на анкера. В упрощенном виде это выглядит так, как показано на рисунке 1.
Растояние, на которое сокрашается натянутая арматура при заходе анкера 3 в углубление 4, примерно — 50–70 мм.
Как правило, вокруг углубления 4 располагается пружина для повышения ее прочности, когда анкер 3 войдет в углубление 4. Перед входом анкера 3 в углубление 4 последний заполняют бетоном.
Мы раньше с придыханием говорили об преимуществах НЖБ, но пришло время, и выяснились его недостатки. Глядя на рисунок 1, мы видим, что после того, как арматура освободилась от натяжения, анкер 3 вошел в углубление 4, арматура в изделии (считая расстояние от упорной части анкера до ЖБ-изделия) сократилась на 50–70 мм, а это значит, что расстояние между ребрами арматуры тоже сократилось, и происходит выжим бетона между ними, при этом утолщается сама арматура. А ведь мы рассмотрели только анкеровку с одной стороны ЖБ-изделия, а есть и второй конец арматуры, где все повторяется в той же последовательности. А мы еще удивляемся, что так рано появились трещины в защитном слое изделия.
При натяжении арматуры она, как правило, растягивается на 30–50 мм на метр длины. Эта величина натяжения зависит от состава металла, из которого изготовлена арматура, это моно или канат, диаметр арматуры и др. Но мы берем среднее, как и средняя зарплата по России, — статистически верно, но есть сомнения.
Если мы производим такую операцию на изделии 6 м, считаем 6 ∙ 30 = 180 мм, освобождаем натяжение 70 + 70 = 140 мм, далее 180 – 140 = 40 мм, это то, что осталось от натяжения в итоге. Мартышкин труд! На длиномерных изделиях эта цифра выглядит более приемлемо. Но ведь короткомерные изделия составляют до половины товарного ЖБ, так что ж, арматуру в них не подвергать натяжению?