По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.026 DOI:10.33920/nik-02-2102-01

Плюсы и минусы дистанционного образования в период коронавируса

Башмакова Елена Исмаиловна старший преподаватель кафедры прикладной информатики Московского гуманитарного университета 111395, Россия, Москва, ул. Юности, д. 5, Эл. почта: elbashmakova@mail.ru

Представлен обзор положительных и отрицательных сторон дистанционного образования для преподавателей и студентов в период коронавирусной инфекции, определены проблемы и основные направления развития онлайн-обучения.

Литература:

1. Башмакова Е.И. Электронная информационно-образовательная среда вуза как составляющая часть цифровизации образования. Анализ содержания компонентов структуры // Ученый совет. — 2020. — № 2. — С. 47–55.

2. Общество и пандемия: опыт и уроки борьбы с COVID-19 в России. — М., 2020. — С. 230–246. [Электронный ресурс]. — URL: https://www.ranepa.ru/pdf/ images/News/2020-10/COVID.pdf.html.

3. Песковский Е.А. Очное VS дистанционное онлайн-образование в педагогическом университете: культурные риски и профессиональные угрозы цифровых педагогических инноваций // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2020): сб. материалов Всероссийской научнопрактической конференции с международным участием. 19–21 ноября 2020 г. / под ред. М.Г. Сороковой, Е.Г. Дозорцевой, А.Ю. Шеманова. — М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2020. — С. 456–463 [Электронный ресурс]. — URL: https://psyjournals. ru/dhte2020/issue/.

4. Саврасова А.Н. Исследование дистанционного обучения в условиях ограничительных мер: оценки преподавателей // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2020): сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 19–21 ноября 2020 г. / под ред. М.Г. Сороковой, Е.Г. Дозорцевой, А.Ю. Шеманова. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2020. — С. 425–430 [Электронный ресурс]. — URL: https://psyjournals.ru/ dhte2020/issue/.

5. Мусиенко С.О. Роль преподавателя в дистанционной форме обучения при получении высшего образования // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2020): сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 19–21 ноября 2020 г. / под ред. М.Г. Сороковой, Е.Г. Дозорцевой, А.Ю. Шеманова. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2020. — С. 451–455 [Электронный ресурс]. — URL: https://psyjournals.ru/dhte2020/ issue/.

6. Уткина А.Е. Онлайн-обучение — больше не тренд, это новая реальность // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2020): сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 19–21 ноября 2020 г. / под ред. М.Г. Сороковой, Е.Г. Дозорцевой, А.Ю. Шеманова. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2020. — С. 153–157 [Электронный ресурс]. — URL: https:// psyjournals.ru/dhte2020/issue.

1. Bashmakova Ye.I. Elektronnaya informatsionno-obrazovatel'naya sreda vuza kak sostavlyayushchaya chast' tsifrovizatsii obrazovaniya. Analiz soderzhaniya komponentov struktury // Uchenyy sovet. — 2020. — № 2. — S. 47–55.

2. Obshchestvo i pandemiya: opyt i uroki bor'by s COVID-19 v Rossii. — M., 2020. — S. 230–246. [Elektronnyy resurs]. — URL: https://www.ranepa.ru/pdf/images/ News/2020-10/COVID.pdf.html.

3. Peskovskiy Ye.A. Ochnoye VS distantsionnoye onlayn-obrazovaniye v pedagogicheskom universitete: kul'turnyye riski i professional'nyye ugrozy tsifrovykh pedagogicheskikh innovatsiy // Tsifrovaya gumanitaristika i tekhnologii v obrazovanii (DHTE 2020): sb. materialov Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem. 19–21 noyabrya 2020 g. / pod red. M.G. Sorokovoy, Ye.G. Dozortsevoy, A.YU. Shemanova. — M.: FGBOU VO MGPPU, 2020. — S. 456–463 [Elektronnyy resurs]. — URL: https://psyjournals.ru/dhte2020/ issue/.

4. Savrasova A.N. Issledovaniye distantsionnogo obucheniya v usloviyakh ogranichitel'nykh mer: otsenki prepodavateley // Tsifrovaya gumanitaristika i tekhnologii v obrazovanii (DHTE 2020): sb. materialov Vserossiyskoy nauchnoprakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem. 19–21 noyabrya 2020 g. / pod red. M.G. Sorokovoy, Ye.G. Dozortsevoy, A.YU. Shemanova. M.: FGBOU VO MGPPU, 2020. — S. 425–430 [Elektronnyy resurs]. — URL: https://psyjournals.ru/dhte2020/ issue/.

5. Musiyenko S.O. Rol' prepodavatelya v distantsionnoy forme obucheniya pri poluchenii vysshego obrazovaniya // Tsifrovaya gumanitaristika i tekhnologii v obrazovanii (DHTE 2020): sb. materialov Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem. 19–21 noyabrya 2020 g. / pod red. M.G. Sorokovoy, Ye.G. Dozortsevoy, A.YU. Shemanova. M.: FGBOU VO MGPPU, 2020. — S. 451–455 [Elektronnyy resurs]. — URL: https://psyjournals.ru/dhte2020/ issue/.

6. Utkina A.Ye. Onlayn-obucheniye — bol'she ne trend, eto novaya real'nost' // Tsifrovaya gumanitaristika i tekhnologii v obrazovanii (DHTE 2020): sb. materialov Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem. 19–21 noyabrya 2020 g. / pod red. M.G. Sorokovoy, Ye.G. Dozortsevoy, A.YU. Shemanova. M.: FGBOU VO MGPPU, 2020. — S. 153–157 [Elektronnyy resurs]. — URL: https:// psyjournals.ru/dhte2020/issue.

Коронавирус заставил учебные заведения перейти из очного режима педагогики в онлайн-формат. Эпидемиологический кризис ускорил развитие цифровых технологий в образовательной сфере — от выборочного применения при традиционной форме обучения дистанционное образование в 2020 г. стало практически единственным способом реализации учебного процесса. Сложная эпидемиологическая ситуация показала нам важность онлайн-преподавания, а онлайн-обучение обозначилось как новая реальность. Учебные заведения экспериментируют с различными вариантами педагогических онлайн-подходов и технологий и пытаются более эффективно и качественно реализовать образовательную деятельность.

На данном этапе решающее значение имеет повышение качества онлайн-обучения. Преподаватели полностью изменили свой педагогический подход, чтобы справиться с новыми условиями и адаптироваться к меняющимся ситуациям. В это дистантное время развитие образовательных технологий осуществляется двумя путями: методами онлайн-преподавания для качественного образования и внедрения онлайн-обучения в образовательных учреждениях в массовой форме.

С начала массового перехода в марте 2020 г. на дистанционное обучение накопился личный опыт удаленного взаимодействия с обучающимися, использования различных программ для организации дистанционного образования. Анализ применения практик массового перехода на дистанционное обучение позволяет выявить плюсы и минусы, проблемы и пути развития онлайн-обучения.

Плюсы.

1. Преимуществом данной формы обучения является высокая мобильность и доступность. С помощью режимов онлайн-обучения мы можем преподавать большому количеству студентов в любое время и в любой части мира. Обучающийся имеет возможность изучения дисциплины в удобном темпе, в любом пространстве [5]. Лекции и семинары могут быть доступны с мобильных телефонов, а не только с ноутбуков и компьютеров. Благодаря онлайн-обучению доступ к образованию открыт для всех участников образования, может охватить студентов в отдаленных районах [6].

Для Цитирования:
Башмакова Елена Исмаиловна, Плюсы и минусы дистанционного образования в период коронавируса. Ученый совет. 2021;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: