«Люди моря» — первый антропологический проект о регионе Юго-Восточной Азии такого уровня в России. Подобными могут похвастаться лишь несколько крупнейших музеев мира — Метрополитенмузей (США), Музей тропиков, Всемирный музей (Нидерланды), Этнологический музей (Германия), Государственный музей искусства народов Востока и Кунсткамера (Россия). В экспозиции представлены произведения декоративно-прикладного искусства, предметы религиозных культов, оружие, маски, куклы, всего более 1000 предметов. Немецкий исследо ватель и кинодокументалист Хуберт Матишек собирал их в 1960–1990 годы во время своих путешествий на островах, входящих в состав современной Индонезии — Новой Гвинее, Яве, Тиморе, Суматре, Сулавеси, Калимантан, Бали. Наряду с культурой и искусством островов Индонезии в собрании представлены произведения декоративно-прикладного искусства Китая, Индии, Мьянмы, Камбоджи, Таиланда. Большая часть предметов органично связана с морем по тематике, сюжетам и символике.
Экспозиция «Люди моря» — это результат частногосударственного партнерства в сфере сохранения наследия. В создании экспозиции важную роль сыграло сотрудничество Музея Мирового океана с Посольством Индонезии в России, Государственным музеем Востока, Российским этнографическим музеем, Музеем антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН, Калининградской областной художественной галереей, специалистами в области этнографии.
Научно-исследовательская работа включала отбор, классификацию и систематизацию собрания, атрибуцию предметов, включая уточнение места и времени бытования. Критический анализ позволил выделить наиболее ценные экспонаты экспозиции, пересмотреть в некоторых случаях интерпретацию предмета. В процессе научно-фондовой деятельно сти были уточнены методики консервации и реставрации, отреставрировано и обработано 1180 предметов от нагрудных украшений до архитектурных храмовых сооружений, проведено повышение квалификации сотрудников реставрационной лаборатории Музея Мирового океана, которые осуществили в том числе реставрацию уникальных кинопленок 1960-х годов, запечатлевших ритуалы и быт папуасских племен. Финансовая поддержка владельца коллекции В.И. Щербакова позволила осуществить все эти работы всего за год.