В течение 2018 года на горячие линии региональных центров общественного контроля в сфере ЖКХ и в приемную национального центра «ЖКХ Контроль» поступило 29 004 обращения. На основании анализа данных обращений некоммерческим партнерством «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль» был составлен список основных проблем в сфере ЖКХ. Итоги анализа приведены в сводной таблице.
Комментарий исполнительного директора НП «ЖКХ Контроль» Светланы РАЗВОРОТНЕВОЙ:
«Анализ обращений демонстрирует, что наибольшее беспокойство граждан вызывают проблемы, связанные с управлением многоквартирным домом. В совокупности этим вопросам посвящено треть обращений (2, 3, 7 и 9-я строчки рейтинга — 33,22 %). В последние годы был принят целый ряд новаций в данной сфере, в первую очередь они характеризуются усилением роли органов власти в части контроля за сферой управления многоквартирными домами. При этом приходится констатировать, что усилия эти пока не привели к желаемым результатам.
Очевидно, что одна из важнейших причин, порождающих проблемы в сфере управления МКД, — крайняя запутанность и противоречивость законодательства, регулирующего данную сферу, что обуславливает непрозрачность данной сферы для собственников, создает сложности в принятии и реализации ими решений по управлению МКД.
Серьезными проблемами управления МКД являются отсутствие адекватной методики расчета стоимости работ по содержанию и текущему ремонту МКД, отсутствие реальных механизмов контроля собственников за выполнением работ по управлению МКД и перечислением средств за эти работы управляющим организациям, распространение практики «перекрестного финансирования» в сфере управления МКД, множественные формы управления даже на уровне одного многоквартирного дома (ТСЖ и общее собрание), отчуждение общедомового имущества, сложности в организации и проведении общих собраний собственников, массовые случаи подделки протоколов общих собраний и т. п.