В рамках системной работы по мониторингу инженерно-технической инфраструктуры агропромышленного комплекса (АПК) проведен анализ состояния парка машин в сельскохозяйственных предприятиях и организациях.
В результате анализа данных и их статистической обработки получены следующие годовые затраты на ремонт техники для растениеводства.
Общий годовой объем ремонта — 53,33 млрд руб.: 45 % составляют расходы на тракторы; 25 — на зерноуборочные комбайны; 10 % — на грузовые автомобили. Сохранилась тенденция сокращения объемов работ, выполняемых на специализированных ремонтных предприятиях, — до 2,8 % по тракторам; по энергонасыщенной технике кл. 5 (импортным такого же класса) эти объемы составляют 8,0 %, кл. 4 — 5, по зерноуборочным комбайнам кл. 7–8 — 2,9 % (табл. 1, рис. 1).
Результаты исследования затрат средств на ремонт и техническое обслуживание сельскохозяйственной техники показали, что удельные затраты на ремонт, приходящиеся на единицу списочной самоходной техники, имеют значительный разброс показателей: по тракторам кл. 5 — 132–320 тыс. руб/год, кл. 4 — 89–233 тыс., по прочим тракторам — от 59 до 163 тыс., по зерноуборочным комбайнам кл. 7–8 — 126–294 тыс., а также по другим маркам зерноуборочных комбайнов — от 115 до 239 тыс. руб/год.
Затраты средств на ремонт и техническое обслуживание сельскохозяйственной техники, отнесенных к одной списочной машине (тракторов и комбайнов), зависят от уровня оснащенности ремонтных мастерских сельхозпредприятий техническим оборудованием, при его необходимом объеме имеется возможность проводить восстановление узлов, агрегатов и деталей. В итоге снижается стоимость ремонта, а сами ремонтные работы выполняются с меньшими материальными затратами и более высоким качеством.
Анализ состояния ремонтных мастерских хозяйств показал, что технологическое оборудование, инструменты, нормативно-техническая документация за последние 20 лет практически не обновлялись. Имеющаяся нормативно-техническая документация в сельхозпредприятиях относится исключительно к специализированным ремонтным предприятиям и заводам, поэтому не выполняются все требования, которые заложены в этих документах, тем самым снижая качество ремонта сельскохозяйственной техники, что ведет в конечном итоге и к снижению уровня технической готовности всего машинно-тракторного парка [1].