Департамент государственной политики в сфере высшего образования и молодёжной политики Минобрнауки России информирует о применении отдельных норм федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС) высшего образования, утверждённых Министерством образования и науки Российской Федерации до мая 2017 г.
В части реализации пункта 6.3 ФГОС высшего образования необходимо учитывать, что согласно пункту 7 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утверждённых образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОС.
В соответствии с ФГОС высшего образования структура образовательных программ включает обязательную часть (далее — базовую часть) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (далее — вариативную часть), что обеспечивает возможность реализации образовательных программ, имеющих различную направленность (профиль) образования в рамках одного направления подготовки или специализации (далее вместе — направленность (профиль) программы).
Согласно пункту 6.3 ФГОС высшего образования дисциплины (модули), относящиеся к базовой части образовательной программы, являются обязательными для освоения обучающимся вне зависимости от направленности (профиля) образовательной программы, которую он осваивает.
Направленность (профиль) программы определяется дисциплинами (модулями) и практиками, составляющими вариативную часть образовательной программы. Дисциплины (модули) базовой части являются обязательными для всех образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность (далее — организация), вне зависимости от направленности (профиля) программы. Данная норма устанавливает обязательность базовой части, но не указывает на необходимость включения единого для всех профилей перечня и объема дисциплин (модулей). Набор дисциплин (модулей), относящихся к базовой части образовательной программы, организация определяет самостоятельно в объёме, установленном конкретным ФГОС высшего образования.