Гризайль — это рисование одним цветом. Объемность изображения при этом достигается сочетанием полутона, света и тени. Научиться правильно использовать тон, варьировать его оттенки — значит научиться управлять кистью, правильно смешивать нужные краски, получать объем.
По определению «гризайль (фр. Grisaille от gris — “серый”) — вид живописи, выполняемый тональными градациями одного цвета, чаще всего сепии или серого, а также техника создания нарисованных барельефов и других архитектурных или скульптурных элементов. В гризайле учитывается только тон предмета, а цвет не имеет значения» («Википедия»).
Техника гризайля изначально была изобретена для простой имитации скульптурных рельефов на стенах. Ее использовали при декоре интерьера, так как изобразить объем всегда проще, чем вылепить саму форму.
Для получения объемности изображения художники максимально точно вырисовывали архитектурные детали. При этом тоновая раскраска в сочетании с многоцветной росписью выглядела очень красиво, на первый взгляд практически неотличимо от настоящей скульптуры.
Так эта техника прижилась в станковой живописи как самостоятельный вид.
Если европейские художники до середины XVIII века в технике гризайль использовали сепию (краску на основе чернильного мешка моллюска), то теперь расширилась ее палитра. Сейчас для гризайля художниками используется практически любой цвет: коричневый, сиреневый, синий и др. Автор выбирает тот цвет, который наиболее точно отвечает характеру и смыслу его работы, а с помощью белил задается тональная шкала произведения.
Сегодня принято разделять гризайль на учебный и художественный. При этом учебный гризайль, несмотря на задачу выработки приемов владения тоном, вполне может стать полноценной работой. Часто учебный гризайль выполняют углем или карандашом и используют как основной рисунок, в который затем вводятся цвета.
Иногда красота монохромного колорита передается с помощью гризайля — это будет художественный гризайль. Его пишут масляными или акриловыми красками, гуашью, темперой или акварелью.