Прошел год после начала реформы высшего образования. Шесть ведущих университетов, участвующих в пилотном проекте, проделали огромную работу. Напомним, это:
• Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта,
• Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет),
• Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»,
• Московский педагогический государственный университет
• Санкт-Петербургский горный университет
• Национальный исследовательский Томский государственный университет
К настоящему времени ими разработаны 173 новые образовательные программы, по которым обучаются более 5 тысяч человек. Нет разделения на бакалавриат и специалитет, а есть программы с разными сроками обучения. В дипломах выпускников пилотных вузов будет содержаться понятная для работодателя информация с конкретной квалификацией: учитель русского языка и литературы, инженер-химик, молекулярный биолог и т.д.
Было много разных предложений, идей по обновлению высшей школы, какие-то отклонялись сразу, часть — в процессе, но много было и тех, которые обрели право на жизнь. В частности, идея с единым ядром в образовательных программах соответствующих областей: отдельно для инженеров, врачей, педагогов, юристов и т.д. Что это дает? Прежде всего, единую для всех базу основных знаний независимо от местоположения и ведомственного подчинения учебного заведения.
Например, Санкт-Петербургский горный университет, рассказывает глава Минобрнауки Валерий Фальков, включил в единое ядро своих пилотных программ 12 принципиально важных для получения инженерной профессии дисциплин. И неважно, какой ты инженер с учетом специализации, но эти 12 дисциплин ты должен изучить на первом и втором курсах.
Также было поддержано предложение о предоставлении вузам свободы в настройке образовательных программ, введении на старших курсах различных специализаций.
Такой опыт, отмечает Валерий Фальков, например, есть в совместной программе Балтийского федерального университета имени Канта — участника пилотного проекта и Госкорпорации «Росатом», где студенты после второго курса двигаются по трем разным траекториям: химик — специалист по качеству, или инженер-химик, или химик– исследователь. От этого зависит и срок обучения по образовательной программе — от четырех до шести лет.