По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 681:629.735

Пилотажно-навигационный комплекс для «стеклянной кабины» вертолета МИ-171А2

Тарасенко А.В. канд. техн. наук, главный редактор, журнал «Главный инженер. Управление промышленным производством», Москва

Создание современных систем отображения информации – одно из приоритетных направлений развития авиационного приборостроения. В первую очередь, это связано с безопасностью полетов, а именно, с обоснованностью принятия того или иного решения в процессе выполнения полета воздушного судна. Расширение условий эксплуатации современной авиатехники, чрезмерная нагрузка на членов экипажа, плохие эргономические показатели пилотской кабины стали причинами разработки в авиастроении концепции «стеклянной кабины». Ярким примером реализации такого подхода стал пилотажно-навигационный комплекс КБО-17, установленный на новой модели Ми-171А2 известного во всем мире семейства вертолетов Ми-8/17.

Многоцелевой вертолет Ми-171А2 представляет собой модификацию из семейства вертолетов Ми-8/17 разработки ОАО «Московский вертолетный завод им. М. Л. Миля» (входит в холдинг «Вертолеты России»). Особенностью этого типа вертолета, созданного по ключевому проекту холдинга, является наличие множества самых передовых технических и эргономических решений для практически всех основных элементов конструкции.

Кроме конструктивных и конструкционных новинок особо следует выделить новейшую разработку ОАО «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения» (УКБП, входит в ОАО «Концерн «Радиоэлектронные технологии»» в составе концерна «Ростех») — это интегрированный пилотажно-навигационный комплекс (ПНК) КБО-17. Он представляет собой комплексную систему, которую принято называть «стеклянной кабиной» (glass cockpit).

К 1970-м годам в кабине пилотов скопилось более сотни приборов и рычагов управления: множество индикаторов, шкал, переключателей, кнопок, символов занимало уже практически все пространство кабины — сбоку, вверху, между креслами пилотов, за креслами. Члены экипажа не успевали «переключить» взгляд, оценить ситуацию, внимание рассеивалось, глаза уставали (см. фото внизу). Для комплексной оценки ситуации требовалось одновременно отслеживать показания нескольких индикаторов, часто находящиеся в разных местах кабины.

Поэтому целью создания «стеклянной кабины» стало повышение ситуационной осведомленности экипажа. Термин «ситуационная осведомленность» (Situational Awareness) известен с начала прошлого века. Его первое использование связано с развитием военных технологий, затем он нашел широкое применение при создании систем безопасности различного уровня и назначения, сегодня термин используется практически во всех областях человеческой деятельности.

Если на первых этапах он понимался только как «информированность» и «осведомленность», то с развитием технологий преобладающим стало такое понимание, как «осознанность». Оно означает не только возможность получения достаточно полного и точного набора необходимой для принятия решения информации о ситуации в реальном масштабе времени, но и предвидеть возможную ситуацию.

Для Цитирования:
Тарасенко А.В., Пилотажно-навигационный комплекс для «стеклянной кабины» вертолета МИ-171А2. КИП и автоматика: обслуживание и ремонт. 2020;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: