По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 1.17.02 DOI:10.33920/nik-04-2501-18

Пифагорейская этика чисел: как математика может влиять на моральные принципы

Губанов Сергей Анатольевич доктор филологических наук, доцент кафедры философии, ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики». Россия, 443010, г. Самара, ул. Л. Толстого, д. 23
Овчаренко Дмитрий Николаевич студент 1 курса, факультет кибербезопасности и управления, ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики». Россия, 443010, г. Самара, ул. Л. Толстого, д. 23
Савелиев Ярослав Игоревич студент 1 курса, факультет кибербезопасности и управления, ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики». Россия, 443010, г. Самара, ул. Л. Толстого, д. 23. E-mail: savelievyaroslav00@gmail.com

В статье обозревается концепция пифагорейской этики чисел. Рассматриваются основные принципы пифагорейской философии чисел и их связь с такими добродетелями, как справедливость и гармония. Также анализируется возможность применения этой концепции в контексте современной этики. Цель исследования состоит в том, чтобы определить, возможно ли интегрировать пифагорейское учение о числах в современное моральное сознание, а также выявить философскую значимость числа в этических размышлениях.

Литература:

1. Ямвлих. Жизнь Пифагора. — М.: Новый Акрополь, Алетейя, 1998. — 248 с.

2. Кассирер, Э. Философия символических форм. Т. 1: Язык. — М.; СПб.: Университетская книга, 2002. — 272 с.

3. Рассел, Б. История западной философии. — М.: АСТ, 2016. — 1024 с.

4. Жмудь, Л. Я. Пифагор и ранние пифагорейцы. — М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2012. — 445 с.

5. Пифагор. Золотые законы и нравственные правила. — М.: АСТ, 2023. — 224 с.

1. Iamblichus (1998). The life of Pythagoras. — Moscow: New Acropolis, Aletheia, 248 p. (In Russian)

2. Kassirer, E. (2002). Philosophy of symbolic forms. Vol. 1: Language. — Moscow; St. Petersburg: Universitetskaia kniga, 272 p. (In Russian)

3. Russell, B. (2016). The History of Western Philosophy. — Moscow: AST, 1024 p. (In Russian)

4. Zhmud, L. Ya. (2012). Pythagoras and the Early Pythagoreans. — Moscow: Russian Foundation for the Promotion of Education and Science, 445 p. (In Russian)

5. Pythagoras. (2023). Golden Laws and Moral Rules. — Moscow: AST, 224 p. (In Russian)

Дата поступления рукописи в редакцию: 04.03.2025

Дата принятия рукописи в печать: 27.04.2025

Пифагорейская философия, основанная на учении древнегреческого мыслителя Пифагора, стала одной из первых попыток объединить математическое знание с морально-этическими воззрениями. Пифагорейцы рассматривали числа не только как объект научного познания, но и наделяли их глубоким философским и нравственным смыслом [1]. Согласно их учению, мир устроен по математическим законам, и все явления могут быть объяснены через числа, гармонию и пропорции. В этом контексте числа выступали не просто абстрактными инструментами познания, но и носителями моральных принципов, таких как добродетель и справедливость.

Символика

Для пифагорейцев числа были не просто абстракциями, а носителями сакрального смысла, оказывающего непосредственное влияние на моральный порядок. В отличие от других философских школ, трактовавших этику через понятия добра, справедливости или закона, пифагорейцы рассматривали числа как метафоры этих нравственных категорий. Ниже представлены ключевые символические значения чисел в пифагорейской традиции [2][4]:

Один — символ единства, гармонии и начала всего. В моральном плане она обозначала единство человека с космосом и высшим нравственным законом, а также целостность личности. Данное число ассоциировалось с добродетелями, такими как целеустремлённость, стойкость в этическом выборе и преданность высшей цели.

Два — ассоциировалась с дуальностью и противоположностями, а также с балансом между ними. В этическом контексте двойка олицетворяла идею справедливости и умение находить равновесие между жизненными противоположностями (например, между добром и злом, обязанностью и личным интересом).

Три — символ гармонии и совершенства. Это первое «нечетное» цифра, объединяющее четность и нечетность, поэтому тройка означала завершённость и целостность. Она ассоциировалась с такими добродетелями, как мудрость, умеренность и честность, и перекликалась с концепцией «золотой середины», распространённой в античной философии.

Для Цитирования:
Губанов Сергей Анатольевич, Овчаренко Дмитрий Николаевич, Савелиев Ярослав Игоревич, Пифагорейская этика чисел: как математика может влиять на моральные принципы. Общенаучный журнал. 2025;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: