По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 782.1 DOI:10.33920/nik-02-2506-03

Певцы-кастраты: реконструкция голоса

Жаркова Василиса Алексеевна доцент кафедры искусства Московского гуманитарного университета, кандидат искусствоведения, 111395, Российская Федерация, г. Москва, ул. Юности, д. 5, Эл. адрес: culture@mosgu.ru

Статья посвящена исследованию вопроса о возможности реконструирования голосов самых популярных исполнителей эпохи барокко — певцов-кастратов. Мягкий обход темы певцов-кастратов, обсуждавшихся десятилетиями лишь вскользь, долгое время значительно обеднял музыковедение. Лишь в последнюю четверть века эти исполнители начали привлекать всё более пристальное внимание, в первую очередь, благодаря всколыхнувшемуся интересу к старинной музыке, помноженному на бόльшую социальную открытость и толерантность. В статье выявляются особенности их звучания, что основано на свидетельствах современников и знаний из области вокальной педагогики и акустики. Также приводится краткий анализ некоторых версий о том, какими особенностями обладало звучание голосов певцов-кастратов. Статья может представлять интерес для преподавателей и студентов направления «Вокальное искусство»

Литература:

1. Багадуров, В.А. Очерки по истории вокальной методологии. Часть I / В. А. Багадуров. — 2-е, испр. — СПб.: Лань, ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2019. — 468 с.

2. Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики / Л. Дмитриев. — М.: Музыка, 1968. — 675 с.

3. Beghelli, M. Il “baritono” Farinelli / M. Beghelli // Il Farinelli ritrovato: atti del convegno di studi (Bologna 29 maggio 2012). — Lucca: Libreria Musicale Italiana srl., 2014. — P. 63–74.

4. Clapton, N. Moreschi and the voice of the castrato / N. Clapton. — London: Haus Books, 2008. — 354 p.

5. Howard, D.M. Acoustics of the Castrato Voice / N. Clapton // Moreschi and the voice of the castrato. — London: Haus Books, 2008. — P. 227–258.

6. Brosses, Ch. de. Le président de Brosses en Italie: lettres familières écrites d'Italie en 1739 et 1740. T. II. / Charles de Brosses. — Paris: Librairie Académique, P. Didier et Cie, 1861. — 504 p.

1. Bagadurov, V.A. Essays on the History of Vocal Methodology. Part I / V.A. Bagadurov. — 2nd, corrected. — St. Petersburg: Lan, PLANET OF MUSIC, 2019. — 468 p.

2. Dmitriev, L.B. Basics of Vocal Methodology / L. Dmitriev. — Moscow: Muzyka, 1968. — 675 p.

3. Beghelli, M. Il “baritono” Farinelli / M. Beghelli // Il Farinelli ritrovato: atti del convegno di studi (Bologna 29 maggio 2012). — Lucca: Libreria Musicale Italiana srl., 2014. — P. 63–74.

4. Clapton, N. Moreschi and the voice of the castrato / N. Clapton. — London: Haus Books, 2008. — 354 p.

5. Howard, D.M. Acoustics of the Castrato Voice / N. Clapton // Moreschi and the voice of the castrato. — London: Haus Books, 2008. — P. 227–258.

6. Brosses, Ch. de. Le président de Brosses en Italie: lettres familiaris écrites d'Italie en 1739 et 1740. T. II. / Charles de Brosses. — Paris: Librairie Académique, P. Didier et Cie, 1861. — 504 p.

Статья поступила 12.03.2025 г. Статья одобрена к публикации 30.03.2025 г.

Цитаты из источников на иностранных языках даны в переводе автора статьи.

Как известно, музыка — это временное искусство, оно существует только при непосредственном контакте исполнителя и слушателя. Рассказы о музыке — это ещё не сама музыка, и ею даже не являются вполне осязаемые, физические её носители — ноты или, например, компакт-диски. Временная природа делает данное искусство эфемерным и загадочным, и в то же время довольно трудно исследуемым, если речь идет про его историю, вернее, про тот её этап, когда технология записи звука не существовала.

В этот период попадает и золотой век вокального искусства, эпоха певцовкастратов. Под знаком этих исполнителей прошла история оперы и вокала XVII–XVIII столетий, но долгое время тема кастратов в контексте певческого искусства оставалась почти табуированной. Между тем, они являлись не просто царями оперной сцены той эпохи, но и фактически её несущей конструкцией.

Ярко демонстрирует это, например, опера Леонардо Винчи «Артаксеркс», в которой из шести партий предназначены для кастратов пять! И это — не исключение из правил, а скорее одна из ключевых тенденций эпохи барокко.

Это приводит к необходимости всестороннего исследования темы певцов-кастратов, особенностей их физиологии, звучания голоса и техники работы голосового аппарата. Но в их изучении исследователи сталкиваются с особенной трудностью — полным отсутствием «живого» материала и практически таким же отсутствием аудио-образцов. В этих условиях задача реконструкции голосов остаётся крайне сложной, а её решения помещаются почти исключительно в зону фантазий и спекуляций.

И всё же подобная реконструкция в определённом смысле возможна. Прежде всего из-за появившихся в 1902 и 1904 годах уникальных аудиозаписей, на которых зафиксировано звучание голоса последнего певцакастрата, Алессандро Морески (1858–1922), хотя в остальном он, подобно другим, оставил больше вопросов о себе, чем ответов: «Не сохранилось ничего по-настоящему личного, написанного им, — ни письма, ни дневника, и поэтому в целом я восстановил его жизнь по тому, что мир говорил о нём, по обстоятельствам, в которых он находился, по великим личностям, с которыми он делил время и пространство» [4]1 .

Для Цитирования:
Жаркова Василиса Алексеевна, Певцы-кастраты: реконструкция голоса. Ученый совет. 2025;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: