После Северной войны (1700–1721), закончившейся поражением Швеции, Петр I приступил к реализации своего давнего плана — крупного похода на Восток, против слабеющей Сефевидской Персии с целью овладения западным побережьем Каспия, упрочения на восточных рынках и утверждения российского контроля над приносившим огромные доходы трансконтинентальным торговым путем из Центральной Азии и Индии. Персидскому походу предшествовали его политическая и военная подготовка. Вскоре нашелся и повод — погром и ограбление русских купцов в Шемахе после ее взятия в августе 1721 года дагестанскими владетелями Хаджи-Даудом и Сурхайханом, возглавившими борьбу против шахского владычества.
3 мая 1722 года Петр I в сопровождении 900 гвардейцев и сотни солдат и офицеров Астраханского и Ингерманландского полков выступил из Преображенского на Коломну, а оттуда по Оке и Волге в Астрахань, куда прибыл 19 июня. 15 июля в походной типографии был издан императорский манифест на тюркском и персидском языках о начале похода, чтобы «учинить сатисфакцию» и наказать «возмутителей бунтовщиков шахова величества». Жители Дербента «на оное отозвались, что ждут с радостию».
18 июля Петр I на боте «Ингерманланд» и российская армия в составе около 22 тыс. человек на 274 судах под командованием генерал-адмирала графа Ф.М. Апраксина двинулась к Каспию и далее к Аграханскому заливу. Сухопутным путем двинулись конные войска в составе драгунских полков, украинских и донских казаков, калмыков общей численностью около 20 тыс. человек под командованием бригадира А. Ветерани. 27 июля император и войска высадились в Аграхани. 5 августа армия двинулась вдоль побережья к Дербенту, взятие которого было одной из главных задач кампании [6, с. 77].
15 августа в Дербент вошел отряд из солдат и драгун в количестве 271 человека под командованием подполковника Наумова для переговоров с наибом Имамом Кули-беком, в это же время со стороны моря к городу подошла эскадра капитана Вердена в составе 25 судов. В ходе переговоров наиб Дербента согласился о сдаче города. В тот же день в письме Петру I капитан Верден сообщал, что «из города Дербени наиб прислал собственного человека своего ко мне на судно с поздравлениями о счастливом прибытии с ластовыми судами Вашего Императорского Величества и зело на оные суда дивился, как оные на море ходят, и сказывал словесно от наиба, что они очень рады видеть очи Вашего Императорского Величества и в поклонении городам своим под Вашу императорскую державу». Кроме того, жители города направили послание Петру I, в котором говорилось: «По оного Вашего величества указу и манифесту служить и по нашему желанию в послушании пробыть за потребность рассуждаем... а мы бы бедные милосердным Вашего величества охранением изысканы были». Отношение горожан к русской армии было благожелательным — они видели в ней надежную защиту в условиях постоянных военных действий между сторонниками и противниками шахской власти. В письме к Петру наиб и жители города сообщали, что «ныне тому другой год, что бунтовщики, собравшись, Дербеню великое разорение учинили и многих напрасно побили, а они непрестанно от оных с трудностию обороняются».