Инициатором проекта выступил Информационно-образовательный центр ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», в составе которого работают Детский экологический центр и Музейный комплекс «Вселенная воды». Предлагая идею для детского экологического проекта, их сотрудники понимали, что водной экологической тематики будет недостаточно. Надо ставить задачи шире и говорить с детьми о проблемах сохранения окружающей среды многоаспектно и разнообразно. Вокруг этой идеи удалось объединить специалистов из двенадцати музеев, учреждений дополнительного образования и общественных организаций1.
Экологическая тематика не всегда понятна и привлекательна для детей, поэтому был предложен игровой формат проекта как наиболее учитывающий потребности детской аудитории. Ведь игра — один из важнейших видов деятельности детей, она способствует познанию, развитию творчества, навыкам общения и сотрудничества, дает нравственные ориентиры. В игре реализуется важная потребность действовать и активно влиять на окружающий мир. Все это как нельзя лучше согласуется с целью экологического образования и просвещения: познать окружающий мир, его взаимосвязи и научиться разумно взаимодействовать с ним.
Информационную поддержку проекту оказали Комитет по образованию Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также Комитет по природопользованию и обеспечению экологической безопасности. Вся информация о проекте и музейных экоиграх была размещена на сайте Музея воды: положение о Проекте, описание экоигр, адреса и время работы музеев, рекомендуемый возраст участников игр, квестов, викторин.
Пройдя регистрацию на сайте, команды ребят со 2 по 8 класс из 99 школ могли скачать и распечатать маршрутный лист и выбрать один или несколько музеев для посещения. После участия в экоиграх в маршрутные листы школьных команд ставились печати или наклейки музеев. Ребята были нацелены собрать их как можно больше еще и потому, что каждая отметка в маршрутном листе давала один дополнительный балл в финальной игре проекта — межшкольном экотурнире. И отнюдь не случаен такой, например, отзыв: «Мы с ребятами посетили все музеи из маршрутного листа, хотя изначально не собирались этого делать. Но все программы были настолько интересны и необычны в плане проведения занятия, что нас просто ‘‘затянуло’’» (А.С. Апрелова, учитель географии МОУ «СОШ ‘‘Свердловский ЦО’’»).