По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 711.4.01 + 72.007

Петербург: жизнь и судьба классики

В. Г. Лисовский д-р искусствоведения, почетный член РААСН, проф., Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина при Российской академии художеств;
Т. А. Славина д-р архитектуры, действительный член РААСН, профессор-консультант, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, г. Санкт-Петербург

В формате диалога рассматриваются проблемы органичного или конфликтного взаимодействия нового строительства с исторически сложившейся средой центра Санкт-Петербурга — шедевра классического градостроительства.

Центр Санкт-Петербурга и окружающие город исторические города, усадьбы и императорские резиденции в совокупности с природными ландшафтами — единственный по грандиозности масштабов объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Но поскольку Петербург исторически сложился как крупнейший в России промышленный и культурный центр, он всегда привлекал и продолжает привлекать инвесторов, заинтересованных в новом строительстве и требующих усиления темпов его развития. Удовлетворить подобные требования и одновременно сохранить непревзойденную красоту города — такова коллизия, всегда сопутствовавшая росту Северной столицы; особой остроты она достигла в наше время.

Авторы настоящего текста много лет заняты изучением истории и вопросов, связанных с проблемой сохранения архитектурно-градостроительного наследия Санкт-Петербурга. Формат дискурса показался нам уместным для изложения разных, порой противоречивых точек зрения на эту проблему.

В.Л.: — Формирование Петербурга как шедевра классического градостроительства завершилось к середине XIX столетия. Историческое ядро города в это время представляло собой уникальную систему взаимосвязанных гармонично решенных архитектурных ансамблей, объединенных Невой и Невским проспектом. Во второй половине того же века многое в этой системе подверглось значительным искажениям из-за сноса или перестройки старинных зданий, но главным образом — из-за появления в исторической среде новых сооружений, приобретавших облик, характерный для эклектики (историзма). Позднее, в начале ХХ века, свою лепту в процесс искажения классического «лица» русской столицы внес стиль модерн. Угроза, которую представляла для классического архитектурного наследия развивавшаяся таким образом градостроительная практика, была вполне осознана в предреволюционные годы. Против излишне «облегченного» отношения к проблеме нового строительства в историческом центре Петербурга (когда, по существу, не принималась во внимание художественная уникальность исторического городского ландшафта) энергично выступали известные деятели культуры — Александр и Леонтий Бенуа, Владимир Курбатов, Игорь Грабарь, Иван Фомин, Георгий Лукомский и другие. Они неоднократно указывали на нетерпимые случаи появления в центральных кварталах столицы таких диссонирующих со средой «новоделов», которые относились ими к числу архитектурных «вандализмов». Тогда определенные надежды на преодоление возникающих противоречий связывались с неоклассицистическим направлением, возникшим в петербургской архитектуре в значительной степени как протест против новаций модерна. Однако этим надеждам не суждено было сбыться: новые здания, проектировавшиеся в характере неоклассицизма, в случае их размещения в зоне архитектурных ансамблей эпохи классицизма обычно оказывались в их структуре элементами ничуть не менее чужеродными, чем постройки, принадлежавшие эклектике или модерну.

Для Цитирования:
В. Г. Лисовский, Т. А. Славина, Петербург: жизнь и судьба классики. Строительство: новые технологии - новое оборудование. 2019;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: