По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Первый музей автомобильного дела

Карасев А.В. кандидат технических наук, научный сотрудник ИИЕТ РАН, Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова, Российская Академия наук, Москва, Российская Федерация

В начале ХХ века автомобилизм в своём непрерывном развитии стал предметом научных исследований лабораторий технических университетов. Для аккумулирования полученных знаний при них стали создаваться музеи, чьи фонды использовались в научных целях. Организация первого отечественного музея по автомобильному делу явилось результатом научного подхода к развитию автомобилизма в стране. Исследование появления, развития автомобильного музея, созданного в структуре ведущей научно-исследовательской организации, представляют интерес для истории техники и музейного дела. Структура, роль и задачи такого музея никогда ранее не исследовались. Анализ установленных фактов показывает тенденции в развитии отечественного автомобилизма. Для выполнения поставленной задачи проведён анализ архивных документов, специализированных технических изданий, основанный на принципах историзма, научной объективности и достоверности.

Литература:

1. РГАЭ. Ф. 3429. Оп. 60. Ед. хр. 2250. Л. 20.

2. РГАЭ. Ф. 3429. Оп. 60. Ед. хр. 250. Л. 26.

3. РГАЭ. Ф. 3429. Оп. 60. Ед. хр. 24. Л. 14.

4. РГАЭ Ф. 3429. Оп. 60. Ед. хр. 472. Л. 36.

5. РГАЭ Ф. 3429. Оп. 60. Ед. хр. 600. Л. 83.

6. РГАЭ Ф. 3429. Оп. 60. Ед. хр. 600. Л. 84.

7. РГАЭ Ф. 3429. Оп. 60. Ед. хр. 600. Л. 89 об.

8. РГАЭ Ф. 3429. Оп. 60 Ед. хр. 626. Л. 6.

9. РГАЭ Ф. 3429. Оп. 60. Ед. хр. 626. Л. 29 об.

10. РГАЭ Ф. 3429. Оп. 60. Ед. хр. 626, л 30.

11. РГАЭ Ф. 3429. Оп. 60. Ед. хр. 626. Л. 38.

12. РГАЭ Ф. 3429. Оп. 60. Ед. хр. 1053. Л. 10.

13. РГАЭ Ф. 3429. Оп. 60. Ед. хр. 1053. Л. 31.

14. РГАЭ Ф. 3429. Оп. 60. Ед. хр. 1053. Л. 51 об.

15. РГАЭ Ф. 3429. Оп. 61. Ед. хр. 100. Л. 112.

16. РГАЭ Ф. 3429. Оп. 61. Ед. хр. 100. Л. 94 об.

17. РГАЭ Ф. 3429. Оп. 61. Ед. хр. 1217. Л. 189 об.

18. РГА Ф. Р-351 Оп. № 1-6. Д. Инв. № 8562 Л. 112.

19. РГАЭ Ф. 3429. Оп. 60. Ед. хр. 1217. Л. 189 об.

20. РГАЭ Ф. 3429. Оп. 60. Ед. хр. 1217. Л. 112 об.

21. РГАЭ Ф. 3429. Оп. 60. Ед. хр. 1217. Л. 113.

22. РГА Ф. Р-351. Оп. 1–6. Д. 3. № 1554. Л 39.

23. РГАЭ Ф. 3429. Оп. 60. Ед. хр. 1217. Л. 110 об.

24. РГА Ф.Р-351. Оп. 1–6. Д. 98. Л. 54.

25. РГА Ф.Р-351. Оп. 1–6. Д. 98. Л. 55.

26. РГАЭ Ф. 3429. Оп. 61. Ед. хр. 41. Л. 1.

27. РГА Ф. Р-351 Оп. № 1–6. Д. № 3. № 8513 1926. Л. 7.

28. РГА Ф.Р-351. Оп. 1–6. Д. 98. Л. 56.

29. РГА Ф.Р-351. Оп. 1–6. Д. 98. Л. 8.

30. РГА Ф. Р-231. Оп. 1–6 Д. 7. Инв. № 6025.

31. РГА. Ф. Р-351. Оп. 1–6. Д. 8. № 8562. Л. 6 об.

32. РГА Ф. Р-231. Оп. 1–6 Д. 9. Инв. № 8512.

33. РГА Ф. Р-351. Оп. 1–6. Д. 3. № 1554. Л. 13–14].

34. РГАЭ Ф. 3429. Оп. 61. Ед. хр. 1014. Л. 14.

35. РГА Ф. 7620. Оп. 1. Ед. хр. 13. Л. 14

36. РГАЭ Ф. 7620. Оп. 1. Ед. хр. 15. Л. 12.

37. Зелинский Е.Л. Основные задачи автотракторной промышленности во второй пятилетке и план научного автотракторного института на 1934 г. // Известия НАТИ. — 1933. № 6. — С. 2.

38. Акользин С. Технический демонстрационный зал авто-тракторн. агрегатов // НАТИ. — 1936. № 17(52). С. 4

39. Акользин С. Технический музей НАТИ // НАТИ. 1935. № 25 С. 2.

40. РГАЭ Ф. 7622. Оп. 1. Ед. хр. 32–139.

41. Карасев А.В. Хроника автомоторного института 1918–1991. Том I 1918–1959. М.: Паблит, 2021. — С. 320.

42. Бржезовский М.И. Ещё раз о музее. // За передовую технику. — 1967. № 3 (374). — С 1.

43. РГАЭ Ф. 3429. Оп. 61. Ед. хр. 100. Л. 95об.

44. РГАЭ Ф. 3429. Оп. 61. Ед. хр. 100. Л. 96

45. Карасев А.В. Хроника автомоторного института 1918–1991. Том I 1918–1959. М.: Паблит, 2021. — С. 396.

46. РГАЭ Ф. 3429. Оп. 61. Ед. хр. 100. Л. 236.

47. РГАЭ Ф. 7620. Оп. 1. Ед. хр. 13. Л. 14.

48. РГА Ф. Р-351. Оп. 1–6. Д. 124. Л. 33

49. РГА Ф. Р-351. Оп. 1–6. Д. 238. Л. 94.

50. Там же.

51. Возродить автомобильный музей. Игра в обещания. Ю.А. Долматовский «За передовую технику» № 12 от 18 ноября 1957 г.

52. Лаптев С. Автомобильный музей необходим // За передовую технику. — 1957. № 12. — С. 2.

53. Федотенко Ф., Личенков И. Ещё раз о музее // За передовую технику. — 1959. № 6(76). — С. 2.

54. Приказ по НАМИ № 94-к, от 15 июня 1961 г. // Приказы № 1-к–100-к директора института поличному составу за 1961 г.

55. Карасев А., Карташев М. Тяжёлые грузовики вместо народной малолитражки. // Основные средства. — 2023. № 10. С. 62.

56. Лаптев С. Автомобильный музей необходим // За передовую технику. — 1957. № 12. — С. 2.

57. Долматовский Ю.А. Ещё раз об автомобильном музее // За передовую технику. — 1962. № 49 (250). — С 2.

58. М. Бржевский. Ещё раз о музее // За передовую технику. — 1967. № 3 (374). — С. 2.

Во второй половине XVII века в просвещённой Европе появляются научные общества, такие как Немецкая академия NaturaeCuriosi (1652 г.), Академия опытов (Accademia del Cimento) во Флоренции (1657 г.), Королевское общество Лондона (Royal Society of London, 1660 г.) и Академия наук (Academie des Sciences, 1666 г.) в Париже, которые придав мощный импульс научным исследованиям, стали инициаторами создания первых научных коллекций.

Уже в самом начале ХХ века институлизация технических музеев стала общепризнанным явлением. Научные и технические коллекции музеев превращаются в отражения эпохи технического прогресса и достижений науки соединения эмпирического опыта с научной теорией, проводимого в лабораториях технических университетах.

В Российской империи существовала только одна автомобильная лаборатория в ИМТУ (МВТУ). В 1918 г. Для разработки научно-технических проблем в области автомобильного дела в стране заведующий лабораторией проф. Николай Романович Брилинг предложил своим соратникам организовать автомобильную секцию НТО, независимую от промышленности. По его замыслу она должна была решать более узкие задачи:

а) изучения и усовершенствования вопросов автомобильной техники;

б) консультации и экспертизы по тем же вопросам;

в) популяризация и пропаганда автомобильного дела в стране.

Результаты Осенью 1918 г. началась работа по организации Научной автомобильной лаборатории (НАЛ). По поручению Н.Р. Брилинг инж. Е.А. Чудаков подготавливает предложения по структуре лаборатории, организовать которую планировалось при МВТУ как автомобильную секцию НТО ВСНХ.

Подготавливая «Основные положения автомобильной секции НТО ВСНХ» Е. Чудаков писал: «Для успешного развития автомобильной промышленности в России совершенно необходимо, чтобы широкие круги русского общества имели возможность ознакомиться с современным состоянием автомобильного дела, как заграницей, так и у нас.

Для выполнения этой задачи необходимо организовать:

1/ автомобильный музей;

Для Цитирования:
Карасев А.В., Первый музей автомобильного дела. Музей. 2024;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: