По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Первые автомобили в Смоленской губернии и их владельцы

Сергей Захаров Смоленский государственный университет

Для российской провинции конца XIX — начала XX века автомобиль был делом необычным из-за своей дороговизны, недоступности и непригодности к плохим дорогам. Большинство горожан воспринимали автомобиль как невиданное чудо. Даже в столице Российской империи, Санкт-Петербурге, число автомобилей в сравнении с европейскими странами было невелико. О первых смоленских автомобилях, автолюбителях и их связи с музейным делом рассказывает Сергей Захаров.

Литература:

1. Волков С.В. Урусов Владимир Михайлович // Высшее чиновничество Российской империи. Краткий словарь. — Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. — С. 686.

2. Вся технико-промышленная Москва. Справочная книга машинного рынка. 19131914 гг. — М.: Мряхины, 1914. — 74 с.

3. Вячеслав Николаевич Тенишев [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// blagotvfond.ru/istoriya-blagotvoritelnosti/v-ntenishev/ (дата обращения: 20.05.2020).

4. Глушкова В.Г. Смоленская земля — исторический путеводитель. — М.: Вече, 2015. — 400 с.

5. Гольц Г.А. Гужевой транспорт и гужевые пути сообщения в России (Исторический очерк) // РСМ. — 2007. — №1. — С. 119-139.

6. Горская Н.И. Местное земство и война (из истории Смоленского земства) // История России. Серия аналитических обзоров и сборников. — 1999. — №2. — С. 140-160.

7. Гришина К.М., Китайкина А. Оказание медицинской помощи раненым в Смоленской губернии в Первую мировую войну // Альманах молодой науки. — 2014. — № 1. — С. 25-26.

8. Княгиня М. К. Тенишева и Смоленский край: библиографический указатель / Сост. В. И. Карпеченкова, И. Е. Малащенкова. — Смоленск: Свиток, 2018. — 517 с.

9. Ковальчук П.А. Деятельность Смоленского губернского комитета Всероссийского земского союза помощи больным и раненым воинам в 1914 году // Альманах молодой науки. — 2014. — № 1. — С. 26-27.

10. Маковский Д.П. Смоленск с древних времен до XX века. Смоленск: Смоленское обл. гос. изд-во, 1948. — 227 с.

11. Прокофьева Е.Ю. История организации производства первых отечественных автомобилей (1896-1920) // Вестник СанктПетербургского университета. Серия 2. История. — 2012. — № 1. — С. 168-176.

12. Рубец А.Д. История автомобильного транспорта России. — М.: Эксмо, 2008. — 304 с.

13. Сидорова А.С. Благотворительность и меценатство в жизни В.Н. Тенишева // Социальные трансформации. — 2014. — № 24. — С. 100-104.

14. Склеенова В.И. История музея «Русская старина» // Край Смоленский. — 2011. — № 5. — С. 5-33.

15. Смоленский вестник. — 1902. — № 165.

16. Смоленский вестник. — 1902. — № 172.

17. Смоленская газета. — 1906. — № 92.

18. Список дворянских родов, внесенных в родословные дворянские книги Смоленской губернии. — Смоленск: Смолен. дворян. депут. собр., 1897. — 85 с.

19. Тенишева М.К. Впечатления моей жизни. — Л.: Искусство, 1991. — 288 с.

20. Яковлев С.М. Копилка старого смолянина / Под ред. В.А. Кононова. — Смоленск: Свиток, 2009. — 336 с.

В Российской империи первые автомобили появились на рубеже XIX-XX веков. Массового производства в дореволюционный период налажено не было, поэтому большинство автомобилей были импортными [11, с. 168-169]. Например, в 1901 году жители Российской империи закупили из-за границы 40 автомобилей. Отечественных автомобилей в этот год приобретено не было. С годами число автомобилей росло, достигнув нескольких сотен новых машин в год, а затем и нескольких тысяч. Первые заводские отечественные автомобили появились в Российской империи лишь в 1910 году [5, с. 130].

Распространению автомобилей в Санкт-Петербурге и в провинции Российской империи способствовала деятельность отечественных торговых домов. Одним из крупнейших автомобильных торговых домов начала XX века был торговый дом «Победа». В торговых домах можно было купить автомобили различных моделей. Благодаря их деятельности автомобиль стало возможно приобрести не только в европейских странах. Большинство торговых домов располагались в Санкт-Петербурге или в Москве, поэтому провинциалам приходилось ездить в столицу или сразу за границу для покупки автомобиля [12, с. 111-128].

Несмотря на появление современного средства передвижения, основным продолжал оставаться гужевой транспорт. Автомобили куда больше подходили для заасфальтированных европейских дорог, чем для русского бездорожья. В 1914 году во всей Российской империи было около 8,8 тысяч автомобилей, большинство из которых были импортными. Разумеется, большая их часть ездила по улицам Москвы и Санкт-Петербурга. Первый русский автомобильный завод — Русско-Балтийский завод — за шесть лет своей деятельность произвел лишь 450 автомобилей. Кроме того, большинство находящихся в Российской империи автомобилей были легковыми (80%), автомобили как грузовой транспорт практически не использовались [5, с. 128].

Существенное изменение ситуации с автомобилизацией Российской империи произошло с началом Первой мировой войны, когда власти все больше и больше стали осознавать потребность в новом средстве передвижения [5, с. 130-131].

Для Цитирования:
Сергей Захаров, Первые автомобили в Смоленской губернии и их владельцы. Музей. 2020;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: