По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Первому автомобилю КАМАЗ — 48 лет

А. С. Суворов E-mail: stonemade@yandex.ru

16 февраля 1976 года с главного сборочного конвейера автомобильного завода сошел первый автомобиль КАМАЗ. Им стал бортовой грузовик с индексом 5320. Этот автомобиль сохранился, он был передан потребителям, долгое время работал в Башкирии, позже был выкуплен музеем завода и восстановлен, оставлен в качестве музейного экспоната.

В 1960-х годах экономика СССР нуждалась в увеличении парка грузовых автомобилей, особенно современного типа с грузоподъёмностью от 8 до 20 т с более экономичным дизельным двигателем. Существовавшие автомобильные заводы эту потребность восполнить не могли.

В августе 1969 года ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли ряд документов, в том числе Постановление № 674 от 14 августа 1969 «О строительстве комплекса автомобильных заводов в Набережных Челнах Татарской АССР». Заводы должны были специализироваться на производстве только большегрузных автомобилей. Строительству заводов в данном месте способствовало месторасположение города — в центре страны, наличие судоходных рек Камы и Волги, близость железной дороги — позволяли обеспечить будущий автогигант строительными материалами, сырьём, оборудованием и комплектующими. По первоначальному проекту, он должен был производить 150 тыс. большегрузных автомобилей и 250 тыс. двигателей в год.

Камский автогигант был построен в рекордные сроки: 13 декабря 1969 года началось строительство завода в Набережных Челнах, а уже 16 февраля 1976 года с главного сборочного конвейера сошёл первый автомобиль — КАМАЗ-5320. Это стало главным событием шестилетнего периода строительства автогиганта и ярким фактом не только в истории лидера российского грузового машиностроения, но и в истории отечественного автопрома.

С 24 февраля по 5 марта 1976 года в Москве проходил XXV съезд КПСС, и в знак успешного выполнения планов партии первый автомобиль КАМАЗ своим ходом прибыл на Красную площадь. За рулём грузовика с заводским номером 0000001 был водитель-испытатель Валерий Перетолчин. Также в составе первого почетного экипажа бортового автомобиля КАМАЗ-5320 были монтажник Дмитрий Загребельный и работник «КАМГЭС ЭНЕРГОСТРОЙ» Рафис Сабирзянов.

Кабинная часть КАМАЗ-5320 была изготовлена из цельного металла и рассчитана на трех взрослых человек. При необходимости ее легко поднять для получения доступа к оборудованию и его обслуживанию. Обладает оптимальным простором для водителя и пассажиров. Водительское и пассажирские сиденья обеспечивали базовый комфорт. При этом изменение положения возможно только для кресла водителя. Высокая позиция рабочего места обеспечивает оптимальную обзорность дороги и окружающей обстановки. Органы управления располагались так, чтобы обеспечивать удобное управление грузовиком. Что касается приборной панели, на ней размещается спидометр, тахометр, манометры, индикатор состояния, переключатели сигнализации и освещения.

Для Цитирования:
А. С. Суворов, Первому автомобилю КАМАЗ — 48 лет. Охрана труда и техника безопасности на автотранспортных предприятиях и в транспортных цехах. 2024;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: