Железная дорога в России электрифицирована двумя родами тока — переменным и постоянным. Москва и Петербург — под постоянным током, но стоит чуть отъехать от столиц — начинается переменный. Для каждого типа тока нужен свой подвижной состав. Из-за этого у поездов локомотивной тяги приходится менять электровозы. А элект-рички, рассчитанные для одного конкретного рода тока могут доезжать только до станции стыкования.
Программа испытаний нового электропоезда рассчитана до конца марта 2025 года.
В ее рамках предусмотрен полный цикл проверки:
1. Тягово-энергетические испытания — оценка работы электропоезда в условиях нагрузки;
2. Динамико-прочностные испытания — проверка устойчивости конструкции при движении на высоких скоростях;
3. Воздействие на путь — анализ влияния состава на железнодорожное полотно на скоростном полигоне.
Особое внимание будет уделено работе тягового оборудования при переходе с одного типа питания контактной сети на другой. Поскольку «Финист» способен работать как на постоянном, так и на переменном токе, важно обеспечить его стабильную и надежную работу в условиях смены напряжения.
До сих пор двухсистемные поезда, эксплуатирующиеся в России, — это исключительно немецкие «Сапсаны» и «Ласточки», но их мало. «Сапсанов» — всего четыре, «Ласточек» — около сотни. Этого не хватает, чтобы удовлетворить потребность во всех поездах.
Электропоезд «Финист» ЭС105 разработан для пригородного сообщения, однако у нас и пригородные «Ласточки» нередко запускают на дальние расстояния.
Он оснащен отечественной тяговой системой и вспомогательным оборудованием, что обеспечивает его соответствие современным требованиям по надежности и комфорту, утверждает производитель.
Основная особенность этих поездов — возможность работать на линиях с разным типом электрификации. Это значительно расширяет возможности для их использования, особенно в регионах с пересечением участков, электрифицированных постоянным и переменным током.