По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.194

Перспективы внедрения системы цифровой маркировки алкогольной продукции

Д.В. Криштафович канд. техн. наук, доцент кафедры товароведения и таможенной экспертизы Российской таможенной академии
Н.С. Севастьянов студент Российской таможенной академии, 4 курс, специальность «Таможенное дело»

Исследования российского рынка алкогольной продукции свидетельствуют о значительной доле нелегальной (контрафактной и фальсифицированной) продукции. В целях защиты интересов потребителей, бизнеса и государства необходимо принять соответствующие меры государственного и общественного контроля. Подходящим решением проблемы незаконного оборота алкогольной продукции может стать единая система маркировки и прослеживаемости товаров, положительно зарекомендовавшая себя в ходе проведения экспериментов с табачной продукцией, обувными товарами и лекарственными препаратами.

Литература:

1. Мантусов В.Б. Особенности рынка интеллектуальной собственности России в контексте участия в ВТО: монография / В.Б. Мантусов, Т.В. Евдокимова. — Москва: Проспект, 2015. — 64 с.

2. Радаев В.В. Основные формы незаконного оборота продукции на потребительских рынках России и меры противодействия: исследование / В.В. Радаев, Е.С. Бердышева и др.; под. ред. В.В. Радаева. — М.: ИД Высшей школы экономики, 2017. — 418 с.

3. Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2017 году / Официальный сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. customs.ru.

4. Аникина Е.В. Разработка модели идентификации винодельческой продукции в рамках внешнеторговой импортной поставки / Е.В. Аникина // Вестник Российской таможенной академии. — 2016. — № 1. — С. 158-166.

5. Криштафович Д.В. Проблемные аспекты терминологии, используемой для винодельческой продукции / Д.В. Криштафович, Н.С. Севастьянов // Товаровед продовольственных товаров. — 2018. — №7 (169). — С. 63-70.

6. Андреева Л.В. Создание системы прослеживаемости товаров в Евразийском экономическом союзе: цели, перспективы, организационно-правовая основа / Л.В. Андреева // Международное сотрудничество евразийских государств. — 2018. — № 2 (15). — С. 70–78.

7. Аникина Е.В. Прослеживаемость товаров как фактор обеспечения национальной безопасности России / Е.В. Аникина // Актуальные проблемы развития таможенного дела в условиях современных глобальных изменений: сборник материалов IX Международной научно-практической конференции. М.: РИО Российской таможенной академии, 2017. — 214 с.

8. Маркировка и прослеживаемость товаров // Официальный сайт Министерства промышленности и торговли Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://minpromtorg.gov.ru/activities/ markirovka/.

9. Национальная система цифровой маркировки «Честный знак» // Официальный сайт. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://честныйзнак. рф/business/projects/footwear/#expertopinions.

Проблема контрафактной и фальсифицированной продукции на российском рынке на сегодняшний день является одной из наиболее значимых и требующих незамедлительного решения. Борьба с контрафактной продукцией и защита прав объектов интеллектуальной собственности являются приоритетными направлениями для успешного функционирования внутри страны и возможности экспортировать продукцию отечественного производства [1].

По некоторым оценкам масштабы распространения нелегальной продукции варьируются в зависимости от категории товара — от 1 до 45%, в среднем составляя около 10-12% общего объема товарного рынка [2].

Российский товарный рынок в зависимости от уровня распространения контрафакта и фальсификата можно условно разделить на две группы [2]:

1) продукция с широким распространением контрафакта и фальсификата — от 10 до 20 % (изделия легкой промышленности, парфюмерия и косметика, бытовая химия);

2) продукция с умеренным распространением контрафакта и фальсификата — от 3 до 5 % (продовольственные товары, табачные изделия, средства по уходу за кожей и волосами).

Необходимо отметить, что на сегодняшний день существует тенденция роста производства и распространения нелегальной продукции именно массового потребления — недобросовестный производитель ориентируется на экономическую и политическую ситуацию в России и мире и отдает предпочтение спектру товаров с широким кругом потребителей.

Значительная доля контрафактной и фальсифицированной продукции поступает в Российскую Федерацию в результате совершения импортных операций. В функции таможенных органов Российской Федерации входит защита прав на объекты интеллектуальной собственности, а также осуществление противодействия незаконному обороту товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) и (или) через Государственную границу Российской Федерации.

По итогам 2017 года таможенными органами выявлено около 10,1 млн единиц контрафактной продукции, предотвращен потенциальный ущерб, который мог быть причинен правообладателям, на сумму около 4,5 млрд рублей [3].

Для Цитирования:
Д.В. Криштафович, Н.С. Севастьянов, Перспективы внедрения системы цифровой маркировки алкогольной продукции. Товаровед продовольственных товаров. 2019;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: