Если рассматривать опыт использования RPA (Robotic process automation – роботизированная автоматизация процессов) на российских производственных предприятиях обобщенно, то можно выделить два основных направления:
Во-первых, использование RPA в околопроизводственных процессах, т. е. вспомогательных и способствующих развитию и поддержке производственных процессов. Это – продажа, логистика, взаиморасчеты с поставщиками, закупки, бухгалтерия, кадровое делопроизводство, документооборот, сервисное обслуживание, поддержка ведения нормативно-справочной информации (НСИ).
Успешная роботизация влияет на скорость, производительность, точность выполнения процессов, т.е. на общую рентабельность организации.
Успешная роботизация влияет на скорость, производительность, точность выполнения процессов, т. е. на общую рентабельность организации.
На данный момент RPA используют или широко его внедряют в компаниях сферы энергетики и ЖКХ, производственных, нефтегазовых, логистических предприятиях и т. д.
Конкретные примеры использования RPA: Магнитогорский металлургический комбинат (ММК), Норникель, Росатом, Гринатом, НЛМК, ФосАгро, ПАО «Газпром нефть», ОАО «Красцветмет», ООО «Гринфин».
Во-вторых, использование RPA в самих производственных процессах.
Также можно выделить следующие направления:
Непосредственное использование RPA в ходе производственного процесса или его планировании.
Применимость роботов в производстве зависит от уровня автоматизации производства, т. е. возможности управления производственным процессом (ПП) с помощью соответствующего ПО. При наличии нескольких разрозненных ПП, используемых при автоматизации производства, RPA может вполне успешно применяться для обеспечения взаимодействия этих ПП.
RPA при этом может выполнять роль оператора в безлюдном производстве, но под общим контролем со стороны человека, или помогать оператору выполнять его функции, обеспечивая его необходимыми данными и вычислениями. RPA может выполнять сбор и обработку данных в реальном времени из систем управления работой оборудования.