Если рассматривать опыт использования RPA (Robotic process automation — роботизированная автоматизация процессов) на российских производственных предприятиях обобщенно, то можно выделить два основных направления:
1) Использование RPA в околопроизводственных процессах, т. е. вспомогательных и способствующих развитию и поддержке производственных процессов. Это продажа, логистика, взаиморасчеты с поставщиками, закупки, бухгалтерия, кадровое делопроизводство, документооборот, сервисное обслуживание, поддержка ведения нормативно-справочной информации (НСИ).
Успешная роботизация влияет на скорость, производительность, точность выполнения процессов, т. е. на общую рентабельность организации.
На данный момент к RPA имеют или широко его внедряют в компаниях сферы энергетики и ЖКХ, производственных, нефтегазовых, логистических предприятиях и т. д.
Конкретные примеры использования RPA: «Магнитогорский металлургический комбинат» («ММК»), Норникель, «Росатом», «Гринатом», «НЛМК», «ФосАгро», ПАО «Газпром нефть», ОАО «Красцветмет», ООО «Гринфин».
2) Использование RPA в самих производственных процессах.
Также можно выделить следующие направления:
a. Непосредственное использование RPA в ходе производственного процесса или его планировании.
Применимость роботов в производстве зависит от уровня автоматизации производства, т. е. возможности управления производственным процессом (ПП) с помощью соответствующего ПО. При наличии нескольких разрозненных ПП, используемых при автоматизации производства, RPA может вполне успешно применяться для обеспечения взаимодействия этих ПП.
RPA при этом может выполнять роль оператора в безлюдном производстве, но под общим контролем со стороны человека или помогать оператору выполнять его функции, обеспечивая его необходимыми данными и вычислениями. RPA может выполнять сбор и обработку данных в реальном времени из систем управления работой оборудования.
При безлюдном производстве велика роль совместного применения функционала искусственного интеллекта с RPA.