Дата поступления рукописи в редакцию: 16.06.2025.
Дата принятия рукописи в печать: 17.06.2025.
В условиях глобальной цифровой трансформации финансовые рынки активно интегрируют технологии искусственного интеллекта (ИИ). Казахстан не является исключением: финансовые институты страны все чаще рассматривают ИИ как инструмент повышения эффективности, безопасности и качества обслуживания клиентов.
Цель данной статьи — оценить перспективы внедрения ИИ на финансовом рынке Казахстана, выявить основные преимущества и риски, а также предложить рекомендации для ускоренного развития.
По оценкам McKinsey, экономический эффект от внедрения генеративного ИИ в разных секторах мировой экономики составит 2,6–4,4 трлн долл. в год. Финансовый сектор — вчисле отраслей, которые получат наибольшую экономическую выгоду от внедрения генеративного ИИ, что позволит увеличить выручку банков на 200–340 млрд долл. в год, а страховых компаний — на 50–70 млрд долл. Внедрение ИИ может способствовать росту эффективности ведения бизнеса, в том числе за счет снижения издержек, ускорения процессов, ресурсной оптимизации, а также повышения лояльности клиентов благодаря более качественным и таргетированным предложениям продуктов и сервисов [1].
Среди ключевых направлений применения ИИ на финансовом рынке можно выделить скоринг, андеррайтинг, торговлю, инвестиционное консультирование, управление рисками, маркетинг, взаимодействие с клиентами и противодействие мошенничеству. Причем перечень сфер применения ИИ постоянно расширяется. С учетом экспансии и роста глубины интеграции ИИ с бизнес-процессами финансовых организаций данная технология может оказать существенное влияние на развитие финансового рынка.
Казахстан обладает развивающейся цифровой экосистемой, в том числе в сфере финтеха. ИИ может применяться в различных сегментах: автоматизации обслуживания клиентов в банках, анализе платежеспособности заемщиков, управлении инвестициями, цифровом страховании.