По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.787:636

Перспективы технического сервиса в АПК

Мишина З. Н. ст. науч. сотр., e-mail: zoy4538@mail.ru, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ», г. Москва

Главной задачей АПК является повышение энерговооруженности села и модернизация службы технического сервиса. Наряду с возможностью воспроизводства техники различного назначения в условиях разной доходности сельскохозяйственных организаций обозначается вопрос ее содержания, обслуживания и рациональной эксплуатации с точки зрения цели, места и качества проводимых регламентных работ. Наиболее перспективным в современных условиях многоукладного сельского хозяйства представляется развитие дилерской сети с охватом техническим облуживанием и ремонтом техники и оборудования после гарантийных сроков. В настоящее время данный подход имеет довольно широкое распространение, однако принцип территориальности в зависимости от концентрации машинно-тракторного парка, а также объем предоставляемых услуг не всегда соответствуют действительности. При этом особое внимание следует уделять доступности этой услуги с целью сокращения простоев техники в ожидании технической помощи. Широкое использование перспективных методов диагностирования позволит обеспечивать точечное воздействие на наиболее слабые узлы и гарантировать безотказную работу машин на предстоящий сезон работы. Как правило, дилерские центры обладают наличием наиболее качественных средств диагностики по сравнению с мастерскими даже крупных сельскохозяйственных товаропроизводителей. Применение современных методов восстановления и упрочнения деталей машин значительно сокращает затраты на ремонт и уменьшает зависимость от поставщиков запасных частей, особенно для машин зарубежного производства. Показана возможность и эффективность централизованного восстановления изношенных деталей и узлов с использованием нанотехнологий, обеспечивающих формирование заданных свойств рабочих поверхностей.

Литература:

1. Дорохов А. С. Технический сервис инженерно-технического обеспечения АПК / А. С. Дорохов, В. М. Корнеев, Ю. В. Катаев // Сельский механизатор. — 2016. — № 8. — С. 2–5.

2. Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2018 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы» // Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. — 248 с.

3. Соловьев С. А. Инновационные направления развития ремонтно-эксплуатационной базы для сельскохозяйственной техники / С. А. Соловьев, В. П. Лялякин, С. А. Горячев, З. Н. Мишина и др. // ФГБНУ «Росинформагротех». — 2014. — 160 с.

4. Кушнарев Л. И. Основные направления развития системы технического сервиса в АПК // Вестник МГАУ. — 2006. — № 1 (16). — С. 13–16.

5. Кравченко И. Н. и др. Основы надежности машин. — М.: Триада, 2007. — 224 с.

6. Шипилевский Г. Б., Вознесенский А. Н. Проблема электронизации отечественных тракторов и пути ее решения // Приводная техника. — 2006. — № 1. — С. 21–26.

7. Бурумкулов Ф. Х. и др. Электроискровые нанокомпозитные покрытия и их износостойкость // Техника в сельском хозяйстве. — 2009. — № 1. — С. 19–30.

8. Кушнарев Л. И., Чепурина Е. Л. Проблемы модернизации системы инженерно-технического обеспечения агропромышленного сервиса // Тракторы и сельхозмашины. — 2015. — № 6. — С. 37–41.

Современное производство сельскохозяйственной продукции невозможно без широкого использования новых эффективных технологий и высокопроизводительной техники. Энерговооруженность села на 1 га пашни должна быть не менее 3 л. с. (в Европе 4–5 л. с., в России 1,5 л. с., что соответствует наличию 435 тыс. тракторов и 122 тыс. зерноуборочных комбайнов).

Во многих хозяйствах страны только 40 % тракторов находилось в пределах сроков амортизации, соответственно 45 % — по грузовым автомобилям, 62 — по зерноуборочным комбайнам, от 30 до 60 % — по различным видам сельскохозяйственной техники. По нормативной энерговооруженности этого не достаточно.

Из 100 тракторов, зарегистрированных в сельскохозяйственных организациях, только около 20 % находятся в пределах амортизации. Стоимость этих тракторов перенесена полностью на стоимость продукции, полученной в процессе амортизации. Таким образом, их стоимость увеличивалась за счет установки новых запасных частей или сборочных единиц. Поэтому на период окончания амортизационного срока тракторы, как правило, еще эксплуатируются, имея новую стоимость.

Из-за низкой энерговооруженности растягиваются сроки выполнения полевых работ. Так, сев зерновых и кормовых культур проводится в течение 10–15 дней вместо 4–5 дней по агротехническим срокам, а уборка зерновых продолжается до 30 дней (вместо 7–8), и потери зерна достигают 15–20 млн т, а это 15–20 % от убранного урожая. Общие потери села вследствие недостатка техники достигают 500 млрд руб. в год. Эти потери можно с избытком компенсировать за счет приобретения новой техники и увеличения энерговооруженности села до оптимального уровня. По предварительным подсчетам, селу необходимо иметь около 850 тыс. тракторов, а сегодня имеем лишь 402 тыс.

В последние годы машинно-тракторный парк области пополняется высокопроизводительной и сложной оте чественной и зарубежной техникой. Так, в 2018 г. в России произведено 7836 тыс. тракторов, из них тракторов сельскохозяйственного назначения 6728 ед. Между прочим, в общем количестве тракторов, произведенных на территории России в 2018 г., доля отечественных марок составила лишь 46,0 %, а иномарок российской сборки — 54,0 %, из них: сборка из тракторокомплектов МТЗ — 30,7 %, из комплектов ХТЗ — 1,8, из комплектов иностранных марок (Versatile, New Holland, Agrotron, Axion, John Deere, Xerion) — 21,5 % [2].

Для Цитирования:
Мишина З. Н., Перспективы технического сервиса в АПК. Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2019;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: