Современное производство сельскохозяйственной продукции невозможно без широкого использования новых эффективных технологий и высокопроизводительной техники. Энерговооруженность села на 1 га пашни должна быть не менее 3 л. с. (в Европе 4–5 л. с., в России 1,5 л. с., что соответствует наличию 435 тыс. тракторов и 122 тыс. зерноуборочных комбайнов).
Во многих хозяйствах страны только 40 % тракторов находилось в пределах сроков амортизации, соответственно 45 % — по грузовым автомобилям, 62 — по зерноуборочным комбайнам, от 30 до 60 % — по различным видам сельскохозяйственной техники. По нормативной энерговооруженности этого не достаточно.
Из 100 тракторов, зарегистрированных в сельскохозяйственных организациях, только около 20 % находятся в пределах амортизации. Стоимость этих тракторов перенесена полностью на стоимость продукции, полученной в процессе амортизации. Таким образом, их стоимость увеличивалась за счет установки новых запасных частей или сборочных единиц. Поэтому на период окончания амортизационного срока тракторы, как правило, еще эксплуатируются, имея новую стоимость.
Из-за низкой энерговооруженности растягиваются сроки выполнения полевых работ. Так, сев зерновых и кормовых культур проводится в течение 10–15 дней вместо 4–5 дней по агротехническим срокам, а уборка зерновых продолжается до 30 дней (вместо 7–8), и потери зерна достигают 15–20 млн т, а это 15–20 % от убранного урожая. Общие потери села вследствие недостатка техники достигают 500 млрд руб. в год. Эти потери можно с избытком компенсировать за счет приобретения новой техники и увеличения энерговооруженности села до оптимального уровня. По предварительным подсчетам, селу необходимо иметь около 850 тыс. тракторов, а сегодня имеем лишь 402 тыс.
В последние годы машинно-тракторный парк области пополняется высокопроизводительной и сложной оте чественной и зарубежной техникой. Так, в 2018 г. в России произведено 7836 тыс. тракторов, из них тракторов сельскохозяйственного назначения 6728 ед. Между прочим, в общем количестве тракторов, произведенных на территории России в 2018 г., доля отечественных марок составила лишь 46,0 %, а иномарок российской сборки — 54,0 %, из них: сборка из тракторокомплектов МТЗ — 30,7 %, из комплектов ХТЗ — 1,8, из комплектов иностранных марок (Versatile, New Holland, Agrotron, Axion, John Deere, Xerion) — 21,5 % [2].