По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Перспективы роста

Ступников А. А. начальник отдела переработки и завершающих таможенных режимов, Главное управление организации таможенного оформления и таможенного контроля, Федеральная таможенная служба

Эксперт ФТС рассказал о работе таможенной службы по развитию института уполномоченных экономических операторов и обозначил проблемы, решение которых позволит увеличить количество УЭО в России.

Прежде всего отвечу на вопрос, сколько в России экспортеров среди уполномоченных экономических операторов (УЭО). Если мы говорим о тех, кто не только ввозит товар, но что-то производит и отправляет на экспорт, то таких организаций больше 50 %, потому что у нас производственников около 70 % среди УЭО. Но надо понимать, что статус УЭО получают в основном, чтобы облегчить импорт, поскольку для экспорта современные технологии таможенного администрирования, которые мы применяем, дают максимум возможного, — это автовыпуск в подавляющем числе случаев, минимальные запреты и ограничения. Все сделано для того, чтобы товар как можно быстрее покидал территорию РФ. Но, поскольку мы нацелены на фискальную составляющую, импорт для нас важен не менее, основной контроль мы проводим в отношении импорта, и именно для облегчения этого контроля был создан институт УЭО. Тем не менее полагаем, что надо развивать преимущества не только для импорта, но и для экспорта.

Сегодня в России 172 уполномоченных экономических оператора — это существенно меньше, чем в большинстве стран, с которыми мы работаем. Но несмотря на то что таких организаций мало (сотые доли процента от общего количества участников ВЭД), они занимают около 7 % внешнеторгового оборота РФ, то есть сотые доли процента организаций занимают 7 % от всего импорта и по платежам, и по количеству деклараций, и по весу ввозимых товаров — это существенно. И нам хотелось бы, чтобы количество УЭО увеличивалось, поскольку это снижает в том числе нагрузку на выпускающих таможенных инспекторов. Здесь мы видим две проблемы. Первая состоит в том, что институт УЭО конкурирует с участниками ВЭД, относящимися к категории низкого уровня риска: и те и другие попадают в сектор низкого уровня риска с точки зрения таможенного контроля, частоты применения мер по минимизации риска. По умолчанию у уполномоченных экономических операторов преимуществ нет, поэтому многие организации задаются вопросом: что они получат, насколько существенны специальные упрощения по соотношению с теми процедурами, которые они должны пройти, и средствами, которые они должны вложить, чтобы получить статус УЭО. Вторая проблема связана со специальными упрощениями, предоставляемыми уполномоченным экономическим операторам. Организации, получившие статус УЭО, применяют специальные упрощения. У нас практически нет организаций, которые не применяли бы их. Другое дело, что ряд специальных упрощений для РФ уже не актуален. Например, не актуален удаленный выпуск товаров — у нас весь выпуск товаров удаленный. Если мы говорим про первоочередной порядок совершения таможенных операций, то для организаций низкого уровня риска существенна доля автовыпуска, а первоочередной порядок не сильно ускоряет совершение таможенных операций. Да, он применяется, но не дает выпуск за минуты, все равно инспектору надо все проверять вручную. Ряд специальных упрощений востребованы бизнесом: упрощение, принятое в 2022 г. Советом Евразийской экономической комиссии в части маркировки; упрощение, связанное с непредоставлением обеспечения при проверке таможенных и иных документов и сведений или проведении таможенной экспертизы. Но мы полагаем, что этого недостаточно. В 2022 г. мы разработали еще один пакет упрощений и направили его в Минфин, который сейчас проводит согласование с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Я хотел бы призвать представителей бизнеса к участию в работе по выработке предложений, где бы вы хотели получить еще специальные упрощения УЭО: это может быть сфера запретов и ограничений или компетенция иных ФОИВ. В настоящее время активно развивается на площадке Всемирной таможенной организации распространение упрощений УЭО за пределы таможенного администрирования, поэтому если у бизнеса будут предложения по предоставлению преимуществ в иных сферах, ФТС готова их проработать с соответствующими ФОИВ. Нам важно, чтобы наша работа по расширению упрощений не была выстрелом в пустоту, мы хотели бы получать обратную связь.

Для Цитирования:
Ступников А. А., Перспективы роста. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2023;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: