Платные медицинские услуги являются реалиями современной системы не только российского, но и мирового здравоохранения, причем в контексте последнего рынок представлен значительно шире и разнообразнее. Развитие потребности в услугах такого вида в России связано в первую очередь с желанием пациентов получать альтернативную медицинскую помощь, которая, в силу дополнительного финансирования, оказывается своевременно и с использованием современных технологий. Особенно это актуально для диагностических процедур, которые требуют использования высокотехнологичного оборудования. Платные медицинские услуги предоставляют не только частные клиники, такая внебюджетная деятельность законодательно разрешена и для государственных медицинских учреждений.
Для государственных клиник и поликлиник развитие сектора платных медицинских услуг позволяет получить дополнительный источник финансирования, который позволит направить финансовые средства на развитие в том числе и бесплатной медицины. В условиях отсутствия необходимого финансирования из федерального бюджета это особенно актуально. Государственные медицинские организации на сегодняшний день являются одним из участников рыночных отношений на рынке медицинских услуг. Переход на комплексное оказание платной и бесплатной медицинской помощи в рамках государственных медучреждений является необходимостью, которая позволит организациям сохранить качество оказываемых услуг в условиях жесткого структурного кризиса в здравоохранении.
Развитие сектора платных медицинских услуг является следствием улучшения благосостояния пациентов, ведь именно рост доходов населения обуславливает рост обращений за платной медпомощью. И все же первостепенная задача государственных медучреждений заключается в оказании бесплатной медицинской помощи, платные услуги являются вторичной деятельностью, которая строго регламентируется действующим законодательством. Нормативно-правовая основа для оказания подобных медицинских услуг на сегодняшний день находится на стадии формирования, определяется надлежащая материально-техническая база, создаются критерии, по которым будет оцениваться качество оказанных услуг.