Цифровые технологии давно стали неотъемлемой составляющей развития финансового сектора, и отношение к ним со стороны банков постепенно меняется. Внедрение цифровых финансовых технологий предоставляет пользователям возможность расширения доступа к финансовым услугам, поскольку позволяет решить проблему неравномерного доступа к банковскому обслуживанию разных категорий граждан (городские и сельские жители, маломобильное население) в странах с неравномерной банковской инфраструктурой. Цифровая финансовая доступность обладает рядом преимуществ. Так, цифровые технологии позволяют снижать издержки банков на обслуживание клиентов, сокращают объем ручной работы с документами, а потенциальная возможность перехода клиентов на обслуживание в другой финансовый институт способствует поддержанию высокого качества финансовых услуг и развитию конкуренции.
Сегодня выделяют четыре основные причины, стимулирующие существенное изменение рынка, на котором работают финансовые организации. К ним относят развитие новых финансовых технологий, активно применяемых на финансовом рыке в последние годы.
В последнее время информационные технологии шагнули вперед, что отразилось на большинстве организаций. Особенно этот процесс затронул финансовые компании. Еще несколько лет назад приоритетом для банков был вопрос выгоды того или иного сервиса. А теперь, с появлением технологичных компаний, функционал большинства цифровых сервисов которых становится все более идентичным финансовым, на первое место выходит вопрос ценности для клиента.
В настоящее время на развитие финансового сектора Казахстана в период пандемии коронавируса оказывают влияние следующие мегатренды. Во-первых, это активное применение новых технологий в финансовых организациях с традиционной бизнес-моделью c целью повышения эффективности бизнеса. Во-вторых, это формирование нового поколения потребителей финансовых услуг, отдающих предпочтение онлайн-сервисам. В-третьих, это трансформация бизнес-модели за счет применения новых технологий c целью роста доли рынка традиционных игроков (disruptive business models) и выход на рынок финансовых услуг технологических компаний (Fintech, BigTech). Большинство финансовых организаций на глобальном рынке внедряют и развивают цифровые каналы коммуникации с клиентами, а также меняют подход к сервису и формированию клиентского опыта. В соответствии с прогнозами более чем на 30 % может сократиться выручка финансовых организаций с традиционными бизнес-моделями к 2025 г. за счет новых рыночных игроков, таких как финтех и крупные технологические компании [1].