С уходом европейских производителей более активную позицию заняли производители транспорта из КНР. Рынок постепенно растет, но остается довольно небольшим: счет идет на сотни, а не на тысячи машин.
Компанию «Сторк» с маркой Dayun можно назвать пионером газомоторного транспорта в России. Мы работаем в этой сфере с 2011 года, в 2013м одними из первых подписали договор с ООО «Газпром газомоторное топливо». Более 13 лет мы наблюдаем, как шаг за шагом рынок газомоторной техники в России растет.
Одной из проблем пока остается неравномерное распределение заправочной инфраструктуры. В европейской части страны сети АГНКС развиты, но стоит пересечь Урал, как ситуация кардинально меняется. Заправки встречаются редко, а покрытие сетью фрагментарно, что ограничивает географию использования газового транспорта. Подчеркну один момент. Если КПГинфраструктура медленно, но верно развивалась и прежде, то с СПГзаправками дело до сих пор обстояло неважно. Именно этот вызов и стал точкой роста для рынка в 2024 году: СПГ-инфраструктура формируется ускоренными темпами, открываются новые криоАЗС, строятся заводы по сжижению метана — потенциал использования автомобилей на таком топливе растет.
Второе направление развития касается дистрибьюторов коммерческого транспорта в России, которые занимаются поставками, обслуживанием и ремонтом грузовых автомобилей из КНР. В конце 2023 года они задумались о расширении своих линеек и включении в них машин на газе. Ранее в основном спросом в России пользовались дизельные тягачи и самосвалы.
Ну и в-третьих, государство стало принимать меры, чтобы сделать эксплуатацию транспорта на газе более привлекательной для бизнеса. В последние годы действовало несколько государственных программ, которые значительно продвинули развитие этого сегмента. В 2024-м правительство решило увеличить поддержку компаний, которые переводят свой транспорт с бензина или дизеля на природный газ. Государство будет компенсировать больше затрат на такой переход: раньше субсидии покрывали 48% этих расходов, а теперь — 78 %. Это решение должно стимулировать ремоторизацию и сделать ее более доступной для бизнеса и частных лиц. Позаботились и о развитии газозаправочной инфраструктуры: в 2023 году финансирование на оборудование новых газовых заправок в регионах было увеличено более чем на 300 млн руб.