Роль музеев народной архитектуры, имеющих второе наименование — скансены, заключается не только в охране памятников народного зодчества, потерявших актуальность своих функций, но и в популяризации народного архитектурного наследия, его репрезентации. Исследование практики народного наследия как в мировых масштабах, так и на примере Беларуси дает возможность архитекторам в процессе поиска архитектурной идентичности создавать уникальные архитектурные решения. Архитектурно-ландшафтные комплексы, созданные в соответствии с традиционной культурой декора, композиции, планировки, привлекают туристов, что позволяет увеличить экономический потенциал регионов.
Существует несколько проблем, мешающих развитию системы музеев народной архитектуры Беларуси:
• организация музеев осуществляется с помощью переноса памятника архитектуры на специальную площадку;
• музеефикация памятников народной архитектуры осуществляется только для объектов локального значения;
• на территории республики отсутствует полная региональная экспозиция, описывающая историко-этнографическое районирование Беларуси;
• в Беларуси отсутствует единая сеть музеев народной архитектуры локального и регионального значения.
Одним из наиболее распространенных подходов к сохранению памятников народной архитектуры является перенос памятников, однако это приводит к потере исторического ландшафта поселения, а вместе с ним и ценных объектов архитектуры. Решением этой проблемы может стать новая концепция организации музеев архитектуры под открытым небом, которая позволит создать на территории республики сеть музеев народной архитектуры, где музеи национального значения станут композиционным ядром, дополненным региональными и областными музеями.
Еще одно важное направление — сохранение памятников народной архитектуры в их исторической среде. Сделать это можно с помощью создания музеев-поселений, музеев-кварталов, этнографических деревень и пр. Такой подход позволяет оптимизировать затраты на перенос памятников, использовать уже имеющуюся инфраструктуру, что уменьшает ресурсные и финансовые затраты в процессе коммерциализации музейной деятельности.