По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.63

Перспективы развития краудфандинга, краудсорсинга и краудинвестинга в России

Корнилова Е. В. канд. экон. наук, старший преподаватель департамента корпоративных финансов и корпоративного управления, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (г. Москва)
Орлова О. В. руководитель группы подготовки отчетности «Группа компаний «ПИК» (г. Москва)

Краудфандинг — «народное финансирование» — вызывает много вопросов как среди специалистов, так и среди простых граждан, интересующихся инвестированием. В статье рассмотрены существующие платформ и проекты, а также особенности законодательного регулирования. Цель — исследование возможностей применения краудфандинга как источника финансирования на основе анализа реализованных проектов. Рассмотрены плюсы и минусы подобного сбора средств. Проанализированы проблемы законодательного регулирования. Исследование базируется на общих и специальных методах научного познания: эмпирического исследования (сравнение, сбор и изучение данных), сравнительного исследования, синтеза теоретического и практического материала. При обработке и систематизации информации применялись методы группировок, классификации и системный подход. В процессе исследования были проанализированы нормативные правовые акты ЕС и Российской Федерации, научная литература, статистические данные. В результате выявлено, что, несмотря на активное внедрение, желание использовать краудфандинг, он всё еще является «диковинкой». Сложности участия в проектах, валютные ограничения всё еще влияют на темпы развития этого привлекательного способа инвестирования. Остаются открытыми вопросы применения нового специального закона. Неоднозначным является вопрос надежности и рисковости подобных инвестиций.

Литература:

1. Выполненные проекты [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://crowd.mos. ru/archive.

2. Елистратова А.А., Рыбакова Е.А. Краудсорсинг: соблазнительный маркетинговый агрессор // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. — 2014. — № 10 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kraudsorsingsoblaznitelnyy-marketingovyy-agressor.

3. Краудфандинг: сравнительно правовой способ отъема денег у инвесторов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://pravo.ru/review/view/123414/.

4. Крылывец А.А., Михайлов А.В. Краудсорсинг // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. — 2013. — № 9 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka. ru/article/n/kraudsorsing.

5. Мосс А. Что такое краудсорсинг? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://crowdsourcing.ru/article/what_is_the_ crowdsourcing.

6. Объем рынка краудфандинга в 2017 году увеличился в два раза [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.cbr.ru/ press/event/?id=1902.

7. Подписан закон о краудфандинге [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.garant.ru/news/1286637/.

8. Рукавишников С.В. Краудфандинг в системе предпринимательства, его виды и используемые технологии // Вестник ГУУ. — 2017. — № 2 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ttps://cyberleninka.ru/article/n/kraudfanding-v-sisteme-predprinimatelstva-ego-vidy-iispolzuemye-tehnologii.

9. Часто задаваемые вопросы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://planeta.ru/ faq.

10. Чугреев В.Л. Краудфандинг — социальная технология коллективного финансирования: зарубежный опыт использования // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2013. — № 4 (28) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kraudfandingsotsialnaya-tehnologiya-kollektivnogo-finansirovaniya-zarubezhnyy-opyt-ispolzovaniya

11. Центр поддержки [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://boomstarter. ru/help.

12. Центр помощи [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://help.kickstarter.com/hc/.

Развивающиеся компании и молодые стартапы всегда находятся в поисках инвестиций. Спрос рождает предложение, что приводит к созданию новых способов привлечения денежных средств в проекты. В данной статье мы разберемся с такими понятиями, как краудфандинг, краудинвестинг и краудсорсинг.

Термины «краудфандинг» и «краудинвестинг» обычно используются как синонимы, что неверно.

Краудсорсинг объединяет в себе два слова crowd — «толпа» и sourcing — «использование ресурсов», т. е. для решения поставленной задачи используются знания, умения, навыки и опыт широкой аудитории людей, что стало возможно с развитием Интернета.

Краудфандинг — привлечение финансовых ресурсов от большого количества людей (от англ. crowd — толпа и funding — финансирование) с целью реализации продукта или услуги, помощи нуждающимся, проведения мероприятий, поддержки как физических, так и юридических лиц и т. д.1

Краудфандинг можно рассматривать как часть краудсорсинга, потому что если «источник» может быть другим, не только финансовым, то «финансирование» — это именно сбор денег. И если говорить о разнице между краудфандингом и краудинвестингом, то краудинвестинг — это краудфандинг, основанный на участии в капитале. Краудфандинг для создания капитала является одной из самых интересных форм бизнес-моделей. В этом случае спонсор получает право на участие в компании на правах собственника в качестве награды. Это может быть доля собственности, акции компании, дивиденды или право голоса на собрании акционеров.

Интересно изучить истоки возникновения такого способа инвестирования и финансирования.

Коллективное решение задач не является чем-то принципиально новым в мире. Например, в 1714 г. правительство Великобритании установило приз за нахождение метода точного определения долготы на море. Вместо того чтобы оплатить соответствующие изыскания какому-то одному ученому, Лондон предложил поучаствовать в решении головоломки всем, кто был на это способен, пообещав награду в 20 тыс. фунтов2.

Для Цитирования:
Корнилова Е. В., Орлова О. В., Перспективы развития краудфандинга, краудсорсинга и краудинвестинга в России. Директор по маркетингу и сбыту. 2021;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: