Защита нарушенных прав и законных интересов граждан и организаций осуществляется различными способами. В ч. 2 ст. 45 Конституции РФ признается возможность защиты любыми способами, не запрещенными законом. В свое время государство встало на позицию расширения судебной защиты нарушенных и оспариваемых прав, это явилось одним из направлений судебной реформы. Так, Закон «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» включал положения о возможности обжалования в суд решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, общественных и иных организаций и их объединений, а также должностных лиц. Отечественная наука также поддерживала распространение судебного порядка разрешения споров, так как расширение судебной формы защиты субъективных прав и законных интересов граждан, установление приоритета судебной защиты в порядке гражданского судопроизводства — одно из непременных условий существования демократического правового государства [1].
Несмотря на то, что в Концепции судебной реформы имелось положение о необходимости введения в качестве важнейшей составляющей гражданского и арбитражного процесса «альтернативных государственному» форм правосудия, расширение возможностей договорной подсудности», в принятом позже ГПК РФ данное положение не нашло отражения. В АПК РФ была включена ст. 138, которая долгое время оставалась практически недействующей из-за отсутствия механизма применения. Законодатель отделил в названии главы 15 АПК РФ «Примирительные процедуры. Мировое соглашение» заключение мирового соглашения от иных форм примирительных процедур, несмотря на то, что в ч. 1 ст. 138 АПК определяет, что стороны могут урегулировать спор, заключив мировое соглашение или применяя другие примирительные процедуры, в том числе процедуру медиации, если это не противоречит законодательству. Однако в остальных статьях гл. 15 АПК РФ речь идет только о форме и содержании мирового соглашения и процедуре его утверждения судом [2].