По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 340.132.8

Перспективы развития государственного финансового контроля в сфере здравоохранения

Пенюгалова А. В. д-р экон. наук, профессор, заведующий кафедрой экономического анализа, статистики и финансов, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» E-mail: penugalova@mail.ru
Чулков А. С. канд. экон. наук, доцент кафедры экономического анализа, статистики и финансов, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» 350001, Краснодар, ул. Таманская, д. 130/3, кв. 126 E-mail: achulkov@mail.ru

В настоящее время вопросы развития здравоохранения входят в число приоритетов экономической и бюджетной политики государства, что является свидетельством достигнутого в обществе мнения относительно роли здравоохранения в социально-экономическом развитии страны. Одними из первоочередных направлений деятельности России являются оптимизация финансовых ресурсов, направляемых на финансирование здравоохранения, и повышение эффективности и рациональности их использования. В статье представлена методика внутреннего государственного финансового контроля в отрасли здравоохранения, предложена система показателей оценки эффективности расходования государственных финансовых ресурсов медицинской организацией.

Литература:

1. Абузярова М.И. Формирование и развитие инновационной среды России // Экономические науки. — 2016. — № 2. — С. 39–43.

2. Андреева О.В., Самойлова К.Н., Такмазян А.С. Актуальные вопросы внедрения и развития преимущественно одноканальной модели финансирования медицинских учреждений // Финансовые исследования. — 2015. — № 2. — С. 89–98.

3. Барашев Э.А. Внутренний государственный финансовый контроль в сфере закупочной деятельности // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. — 2015. — № 20. — С. 115–119.

4. Богославцева Л.В. Развитие теоретических подходов к разработке эффективной бюджетной политики // Новая наука: современное состояние и пути развития. — 2016. — № 1–1. — С. 67–71.

5. Воронин Ю.М. О государственном (муниципальном) финансовом контроле // Финансы. — 2014. — № 6. — С. 40–46.

6. Гурвич Е., Прилепский И. Влияние финансовых санкций на российскую экономику // Вопросы экономики. — 2016. — № 1. — С. 5–35.

7. Иванова О.Б., Папушенко М.В. Развитие системы внутреннего финансового контроля в субъектах Российской Федерации // Финансовые исследования. — 2015. — № 3. — С. 98–106.

8. Колесникова А.Ю. Правовая политика Советского государства в отношении инвалидов в 30-е гг. ХХ в. // Вопросы экономики и права. — 2015. — № 8. — С. 17–20.

9. Муртилова К.М. Государственный финансовый контроль как важнейший элемент управления бюджетными средствами // Актуальные вопросы современной экономики. — 2014. — № 4. — С. 574–580.

10. Суханов М.Л. Государственный финансовый контроль в сфере физической культуры и спорта // Государственный аудит. Право. Экономика. — 2015. — № 2. — С. 102–107.

11. Тарасов А.В. Сущность финансовой политики и ее место в системе государственной экономической политики регулирования экономических интересов // Экономические науки. — 2015. — № 8. — С. 34–38.

Развитие здравоохранения является одним из ключевых направлений обеспечения качества жизни населения России, поскольку ее глобальные стратегические интересы требуют сохранения и улучшения здоровья нации, показатели состояния которого значительно ниже, чем в большинстве развитых стран. С состоянием здоровья населения тесным образом связаны темпы социально-экономического развития страны, эффективность и качество трудовой деятельности, воспроизводство человеческого капитала.

В настоящее время здравоохранение как объект государственного регулирования представляет собой систему социально-экономических, организационно-правовых и медико-санитарных мероприятий, направленных на обеспечение высокого уровня общественного здоровья, и является важным фактором национальной безопасности страны [10, с. 103]. Однако современное развитие отечественной системы здравоохранения знаменуется прежде всего ее реформированием, главной движущей силой которого является комплекс проблем национальной системы здравоохранения, включая проблему низкой социально-экономической эффективности ее деятельности. Вместе с тем объективные социально-экономические и политические причины пока не позволили создать систему управления, которая бы обеспечивала стабильное и полноценное развитие здравоохранения в России.

В этой связи повышается значимость так называемого внешнего государственного аудита, который осуществляется специализированными государственными органами, на которые возложена внешняя проверка деятельности национальных правительств по управлению общественными финансами и другими публичными ресурсами (государственная собственность, природные, интеллектуальные ресурсы и пр.).

Подтверждением сказанного является и тот факт, что в числе стратегических целей обеспечения национальной безопасности нашего государства выделяется развитие сферы здравоохранения посредством:

— увеличения продолжительности жизни, снижения инвалидности и смертности;

— повышения качества профилактики и оказания своевременной квалифицированной первичной медико-санитарной и высокотехнологичной медицинской помощи; совершенствования стандартов медицинской помощи, а также контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств [2, с. 91].

Для Цитирования:
Пенюгалова А. В., Чулков А. С., Перспективы развития государственного финансового контроля в сфере здравоохранения. Бухучет в здравоохранении. 2018;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: