По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Перспективы развития деятельности таможенных органов Российской Федерации в сфере валютного контроля

Лузгина Ю. В. канд. экон. наук, доцент кафедры таможенного дела, Сибирский государственный университет путей сообщения, E-mail: Luzgina.1975@bk.ru

В статье рассмотрены схемы вывода капитала из РФ за границу с применением фирм-однодневок, определена роль постоянного взаимодействия Банка России и ФТС для препятствия перевода денежных средств в пользу нерезидентов, представлены критерии мониторинга участников ВЭД для осуществления таможенного контроля как мера противодействия совершению административных правонарушений в сфере валютного контроля. Выявлены актуальные проблемы и приоритеты развития деятельности таможенных органов в сфере валютного законодательства РФ в целях снижения указанного вида нарушений.

Литература:

1. Лузгина Ю.В. Валютная политика и дедолларизация внешнеторговых отношений / Ю. В. Лузгина, В.А. Татаренко // Современная мировая экономика: проблемы и перспективы в эпоху развития цифровых технологий и биотехнологии. — М., 2019. — С. 36.

2. Приказ ФТС России от 17.07.2019 № 1171 «Об утверждении Административного регламента ФТС по осуществлению государственного контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, с ввозом товаров в РФ и их вывозом из РФ, а также за соответствием проводимых валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС с ввозом товаров в РФ и их вывозом из РФ, условиям лицензий и разрешений» // Справ. правовая система КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 25.08.2021).

3. Чувахина, Л. Г. Масштабы утечки капитала из России // Научно-исследовательский финансовый институт // Финансовый журнал. — 2016. — № 9. — 174 с.

4. Щерба, М. Ю. Совершенствование таможенного администрирования как основной элемент содействия внешнеторговой деятельности // Вестник Российской таможенной академии. — 2018. — № 2. — С. 28–33.

1. Luzgina, Yu. V. Currency policy and de-dollarization of foreign trade relations. Yu. V. Luzgina, V. A. Tatarenko. Modern world economy: problems and prospects in the era of development of digital technologies and biotechnology. Moscow, 2019, р 36.

2. Order of the Federal Customs Service of Russia No. 1171 dated July 17, 2019 "On approval of the Administrative Regulations of the Federal Customs Service on the implementation of state control over foreign exchange transactions related to the movement of goods across the customs border of the EAEU, with the importation of goods into the Russian Federation and their exportation from the Russian Federation, as well as the compliance of ongoing currency transactions related to the movement of goods across the customs border of the EAEU with the import of goods into the Russian Federation and their export from the Russian Federation, the conditions of licenses and permits". legal system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru (accessed: 25.08.2021).

3. Chuvakhina, L. G. The scale of capital flight from Russia. Scientific Research Financial Institute. Financial magazine. 2016, no. 9, 174 p.

4. Shcherba, M. Yu. Improving the customs administration as the main element of promoting foreign trade. Bulletin of the Russian Customs Academy. 2018, no. 2, pp. 28–33.

Таможенные органы, выполняя функции органа валютного контроля, уполномочены осуществлять защиту внутреннего рынка, поддерживать финансовую стабильность, а также российскую валюту. Обеспечивая экономическую безопасность, таможенные органы сталкиваются с рядом проблем, одной из них является бегство капитала за границу, развитие которой привело к ее обострению в России в рамках рыночных реформ.

Важными признаками бегства капитала являются:

- фактический вывоз капитала из РФ и его невозвращение в РФ, если он является российским;

- место вывоза капитала или место, откуда не возвращается капитал, являющееся определенным иностранным государством;

- наличие законного или незаконного способа бегства капитала;

- уголовная ответственность, предусмотренная статьями 193 и 193.1 УК РФ.

Данная проблема связана с состоянием ВЭД и со сложившейся ситуацией в стране. К целям, преследуемым при вывозе капитала с территории РФ, относятся:

- перемещение бизнеса в другое государство с целью расширения объемов деятельности;

- более выгодные системы налогообложения, государственного контроля или уровня развитости инфраструктуры на территории другого государства с целью получения более высоких доходов;

- увеличение и сохранение капитала, а также его сокрытие от уголовной ответственности.

Необходимо отметить, что первые две цели важны для предпринимателя, поскольку получение максимально возможного дохода является главным результатом любой предпринимательской деятельности. Эти цели не наносят ущерба российской экономике, однако третья цель является основополагающей причиной применения термина «бегство капитала». В ходе совершения оттока капитала он не инвестируется по назначению и, в свою очередь, не возвращается на территорию государства, из которого прибыл.

Для того чтобы устранить причинение вреда национальной экономике, необходимо рассмотреть меры, способные ограничить бегство капитала из страны. Первоочередной задачей валютной политики является установление и дальнейшее развитие торговых и хозяйственных связей между странами, причем устанавливается такая связь, при которой национальная экономика и ее субъекты защищены от неэквивалентного обмена товаров при экспорте и импорте [1]. К таким мерам относятся развитие валютного законодательства посредством жесткого контроля над совершаемыми валютными операциями, а также укрепление сотрудничества между банками и банками-нерезидентами, зарегистрированными в офшорных зонах, поскольку именно данной областью пользуются предприниматели с целью отмывания денежных средств. Немаловажная роль в борьбе с бегством капитала отведена специальным службам, которые связаны с легализацией доходов (МВД России, ФСБ России, Росфинмониторинг и др.).

Для Цитирования:
Лузгина Ю. В., Перспективы развития деятельности таможенных органов Российской Федерации в сфере валютного контроля. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2022;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: