Стандартизация является инструментом государственной технической политики в таких направлениях, как обеспечение конкурентоспособности, внедрение инноваций, защита прав и интересов потребителей, охрана окружающей среды [29, с. 141–153]. Одним из стимулов для стандартизации в России стало вступление в ВТО и необходимость избавления от торговых барьеров. Таким образом, стандартизация как деятельность по выявлению лучших практик и их интеграции в различные сферы [30, с. 89–102] выступает значимым каналом восприятия российскими регионами передовых импульсов, возникающих в рамках развития умных городов за рубежом. Это определяет исключительную актуальность исследования процессов стандартизации, так как результаты их научного осмысления позволят российским регионам быть не только хорошо информированными о состоянии дел в рамках реализации стратегий умных городов, но и избежать принятия решений, связанных с расходованием больших объемов бюджетных средств на технологии с сомнительным потенциалом социально-экономических преобразований.
Необходимость стандартизации закрепляется также в Национальном проекте «Цифровая экономика», одной из целей которого является достижение Россией технологического лидерства, что не представляется возможным без внедрения лучших и инновационных практик. Это особенно актуально в связи с устареванием ряда отраслевых стандартов, на что неоднократно указывали эксперты Ассоциации разработчиков и производителей электроники [1].
Целью настоящего исследования является систематизация сведений о результатах работы по различным векторам стандартизации умных городов и сопоставление полученных данных с управленческой повесткой (ожидаемыми и реальными результатами), которая реализуется сегодня в рамках пилотных проектов умных городов Российской Федерации.
Главной научно-практической проблемой, на решение которой направлено наше исследование, является выявление степени сбалансированности и гармонизации разработки стандартов умных городов различной природы и определение комплекса связанных с возможной методологической разбалансировкой рисков, несущих ощутимые финансовые потери от неэффективного использования бюджетных средств.