Вопрос о возможности применения цифрового рубля и криптовалют в целях оплаты труда интересует многих исследователей. По мнению М. В. Музыки и С. Ю. Чучи, для полноценного использования цифрового рубля в системе оплаты труда действующее законодательство пока еще в достаточной степени не адаптировано, и возможности отступить от традиционных форм оплаты труда у участников оборота фактически нет [1].
Э. И. Лескина отмечает, что в настоящее время, с учетом глобализационных процессов, возникают потребности в повышении возможностей оплаты труда, и следует поставить вопрос о практической возможности применения в качестве оплаты труда работников криптовалюты, а также использования блокчейн-технологий в сфере труда [2].
Согласно ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГУ РФ), цифровой рубль является объектом гражданских прав, это вид безналичных денежных средств.
Цифровыми рублями можно рассчитываться только путем перевода на специальной платформе Банка России [п. 4 ст. 861 ГК РФ, ст. 82.10, 82.11 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»].
При этом пользователями платформы могут быть физические, юридические лица и индивидуальные предприниматели (п. 40 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», п. 2.5 Положения Банка России от 03.08.2023 № 820-П «О платформе цифрового рубля» [3]), то есть как работодатели, так и работники.
Особенностью данного вида безналичных средств является то обстоятельство, что не допускается кредитование счетов цифрового рубля, начисление процентов на остаток средств на счете. Привлечение цифровых рублей во вклады (депозиты) не осуществляется. В то же время при получении цифровых рублей на счет, открытый на платформе Банка России, работник может перевести их на обычный банковский счет.
Согласно ч. 1 ст. 131 ТК РФ, выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях).