Совет по международным стандартам финансовой отчетности при разработке новых стандартов или поправок к стандартам стремится к повышению ее достоверности и полезности, прежде всего для внешних пользователей, преимущественно приоритетных, к которым относятся инвесторы и кредиторы, что было отмечено в работе Л.А. Чайковской [11]. Принятие стандарта IFRS 18 «Представление и раскрытие информации» является продолжением работы по совершенствованию формата отчетности и порядка раскрытия информации, которая является обязательной и неотъемлемой частью финансовой отчетности.
Изменения в новом стандарте существенные, требующие сбалансированного подхода к изменению учетной политики, новому порядку составления отчетности и ее представления. Практические последствия таких изменений рассматриваются как зарубежными специалистами [12; 13], так и российскими. Поддерживаем мнение Н.В. Малиновской, что новый стандарт однозначно улучшит в Отчете о прибылях и убытках способ представления, полезность и понятность информации для инвесторов [7]. Также очевидно, что стандарт не достиг сближения финансовой и нефинансовой информации, столь необходимой для внешних пользователей, что отмечала О.В. Рожнова [10]. Финансовая отчетность по-прежнему сохраняет свою индивидуальность [8], несмотря на необходимость в определенных случаях предоставлять ее в формате XBRL [9]. В то же время российские организации, составляющие консолидированную отчетность по международным стандартам, должны соблюдать требования не только МСФО, но и законодательства Российской Федерации по порядку составления консолидированной отчетности, развивая методические подходы [4]. Строительные организации, осуществляя такие виды деятельности, как реализация проектов комплексного освоения территорий в различных регионах Российской Федерации, строительство жилых комплексов, развитие коттеджного домостроения, девелопмент недвижимости, производство и монтаж жилых домов из сборного железобетона, подрядные и генподрядные, инжиниринговые услуги промышленного и гражданского строительства, могут отражать в отчетности обязательные и промежуточные финансовые показатели в Отчете о прибылях и убытках. Однако новые требования разделения доходов и расходов на операционные, инвестиционные и финансовые существенно повлияют на изменение учетной политики. Прежде всего это формирование показателей по доходам и расходам операционной деятельности, что может носить достаточно субъективное профессиональное суждение. Второе направление нового стандарта направлено на раскрытие информации по показателям, которые традиционно включаются в различные виды анализа финансовых показателей. Принимая во внимание разнообразие подходов, методик расчета таких показателей, как EBITDA, скорректированный EBITDA, отмеченное многими исследователями [3; 5; 6], необходимо для отчитывающихся компаний рассмотреть вопрос о целесообразности включения таких показателей непосредственно в Отчет о прибылях и убытках или расчет раскрыть в примечаниях. Безусловно, IFRS 18 «Представление и раскрытие информации» не ограничивается этими вопросами, однако они являются наиболее существенными при формировании новой учетной политики.