Институт антикоррупционной экспертизы сравнительно молодой, что отражает отсутствие полноты доктрины, тем самым обуславливая двойное назначение анализа и оценки нормативно-правовых актов и их проектов на коррупциогенность. Первоначально проявляется профилактика обеспечения чистоты нормотворчества, выраженная в проверке правовых актов, подлежащих экспертизе, на предмет выявления в них положений, обусловливающих коррупцию.
Изменение стратегии российского государства по борьбе с коррупцией вызвано и тем, что случаи применения прежних репрессивных мер, связанных с наказанием за такие преступления, ничтожно малы в сравнении с масштабом латентной преступности.
Даже сейчас, когда заметно активизировалась работа правоохранительных органов в этой сфере, типичными и наиболее массовыми правонарушителями, которые привлекаются к соответствующей уголовной ответственности, оказываются преподаватели учебных заведений, врачи, мелкие чиновники1 .
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, как инструмент снижения коррупционных рисков, позволяет заранее исключить противоправные, двусмысленные нормы.
Международно-правовая легитимность института антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов инициирована положением части 3 статьи 5 Конвенции ООН против коррупции, согласно которому каждое государство-участник стремится периодически проводить оценку соответствующих правовых документов и административных мер с целью определения их адекватности с точки зрения предупреждения коррупции и борьбы с ней2 .
Ярким примером реализации данного направления является деятельность территориальных управлений Минюста России в рамках обеспечения единства правового пространства Российской Федерации. Согласно статистическим данным за первое полугодие 2017 г. ими было рассмотрено с учетом антикоррупционной экспертизы 219 498 документов, в которых выявлено 2127 коррупциогенных факторов. Сопоставление указанных данных, позволяет высчитать так называемый «профилактический улов», составляющий около 1%, и принадлежащий одному из трех субъектов, которые наделены полномочием осуществления экспертизы (наряду с органами прокуратуры и независимыми экспертами)3 .