В последние годы значительно увеличилась роль современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в сфере здравоохранения. Вопросам их развития и применения посвящен ряд работ отечественных и зарубежных авторов, а также нормативно-правовые акты федерального, ведомственного, регионального и локального масштаба. Такое интенсивное внедрение ИКТ в здравоохранение направлено, в том числе, на усовершенствование условий труда медицинских работников. В настоящее время значительная часть рабочего времени медицинского работника направлена на заполнение необходимой документации — амбулаторных и стационарных карт пациентов, рецептурных бланков, статистических отчетов. Учитывая прогрессивное развитие ИКТ и их активное внедрение в сферу здравоохранения, следует ожидать оптимизацию труда сотрудников медицинской сферы.
Следует заметить, что в словосочетании, характеризующем технологии как «информационно-коммуникационные», содержится определенное противоречие. С одной стороны, факт взаимозависимости и взаимодополнения информации и коммуникации не вызывает сомнений, а с другой стороны, возможна и их обратная пропорциональность. Как пишет основатель и директор Института коммуникационных наук Д. Вольтон, «Инфор мация стала избыточной, коммуникация — все более редким явлением» [1].
Этим противоречием ИКТ во многом объясняется тот факт, что в их практическом использовании в здравоохранении существенно возрастает объем информации на электронных носителях, но, как правило, это не приводит к повышению качества коммуникации между субъектами информационного обмена. Отсюда скептическое отношение со стороны врачей и пациентов к возможностям современных ИКТ — одни не видят в них помощника в своей деятельности, другие — средства, облегчающего запись на прием к врачу и уменьшающего дистанцию между ним и медицинским работником.
Во-многом это объясняется чрезмерным увлечением информационной (справочной) составляющей ИКТ, следствием которого является экспоненциальный рост разнообразных баз данных. Последние, в свою очередь, значительно расширяя объем справочной информации на электронных носителях, усложняют формальную сторону общественных отношений в сфере здравоохранения без какого-либо существенного обогащения их содержания.