По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Перспективные направления совершенствования таможенного администрирования в Российской Федерации

Худжатов М. Б. доцент кафедры таможенного дела, Российский университет дружбы народов, 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, e-mail: Khudzhatov-Mb@rudn.ru

В статье проведен анализ мер, направленных на развитие таможенного дела в Российской Федерации. По результатам проведенного анализа выявлены актуальные направления дальнейшего развития таможенного администрирования.

Литература:

1. Приказ ФТС РФ от 24.01.2008 № 52 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей Интернет»// СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 31.03.2020).

2. Худжатов М. Б., Адамова О. В. Актуальные проблемы внешнеэкономической деятельности при совершении таможенных операций // Экономические стратегии ЕАЭС: проблемы и инновации: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. — 2018. — С. 176–184.

3. Худжатов М. Б., Алиев С. А. Совершенствование таможенного декларирования товаров в Российской Федерации // Экономические стратегии ЕАЭС: проблемы и инновации: сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции. Российский университет дружбы народов. — 2019. — С. 290–299.

4. Официальный сайт ФТС России: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.customs. ru (дата обращения: 31.03.2020).

5. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 31.03.2020).

6. Мозер С. В. Актуальные вопросы развития института электронной таможни в рамках работы Подкомитета управления информацией ВТамО // Пробелы в российском законодательстве. — 2019. — № 3. — С. 185–192.

7. Мозер С. В. Совершенствование таможенного регулирования: о стратегической концепции цифровой таможни Всемирной таможенной организации // Пробелы в российском законодательстве. — 2019. — № 4. — С. 222–229.

В период с 2008 по 2020 г. был реализован ряд мер, направленных на цифровизацию таможенных операций в Российской Федерации. Так, 2008 г. ознаменовался началом полномасштабного внедрения электронного декларирования товаров, чему способствовало принятие приказа ФТС РФ от 24.01.2008 № 52 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей Интернет» [1]. Далее, в период с 2010 по 2017 г., были реализованы следующие направления [2]:

1. Удаленный выпуск товаров.

2. Создание центров электронного декларирования.

3. Предварительное информирование на автотранспорте.

4. Доля электронного декларирования 99,9 %.

5. Авторегистрация экспортных деклараций.

6. Предварительное информирование на ж/д транспорте.

7. Автовыпуск экспортируемых товаров.

8. Электронный транзит.

9. Авторегистрация деклараций при импорте.

10. Автовыпуск товаров при импорте.

11. Начало создания региональных электронных таможен.

12. Предварительное информирование на воздушном транспорте.

13. Единый лицевой счет.

14. Внесение денежного залога в электронном виде.

В период с 2017 по 2020 г. руководством ФТС России основные усилия были направлены на максимальную автоматизацию операций при таможенном декларировании товаров, а именно на автоматическую регистрацию деклараций на товары и автоматический выпуск товаров [3].

Доля автоматически зарегистрированных электронных деклараций на товары (ДТ) в 2020 г. должна достигнуть отметки 99 % в рамках таможенных процедур выпуска для внутреннего потребления и экспорта (табл. 1).

Доля автоматически выпущенных товаров в 2020 г. должна достигнуть отметки 80 % в рамках процедур выпуска для внутреннего потребления и экспорта (табл. 2).

Необходимо отметить, что согласно положениям Таможенного кодекса ЕАЭС действует приоритет электронного декларирования, т. е. таможенное декларирование товаров производится в электронной форме, письменная форма декларирования — в исключительных случаях [5]. Кроме того, подача ДТ в электронной форме не сопровождается документами, что в целом свидетельствует об упрощении таможенных операций и ускорении сроков их совершения при декларировании товаров.

Для Цитирования:
Худжатов М. Б., Перспективные направления совершенствования таможенного администрирования в Российской Федерации. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2020;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: