По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 363.046.24 DOI:10.33920/pol-01-2007-03

Перспективные направления инновационных технологий надомного социального обслуживания граждан

Рита Хурматуловна Хамадеева кандидат философских наук, доцент, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», 450006, г. Уфа, ул. 50 лет Октября, д. 4, кв. 72, тел. +7 927 315 5537, е-mail: HamadeevaRH@mail.ru
Наталья Леонидовна Большакова старший преподаватель ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», 450106, г. Уфа, ул. Дуванский бульвар, д. 26, кв. 42, тел. +79273155533, е-mail: BolshakovaNL@mail.ru

В статье рассматривается надомное социальное обслуживание как наиболее востребованный вид социального обслуживания граждан. Отмечено, что необходимым становится повышение качества и адресности надомных социальных услуг, их адаптированность к современным реалиям, введение информационных методик и технологий по оказанию социальных услуг нуждающимся категориям населения.

Литература:

1. Бородина О. Д., Савченко В. В. Инновационные формы социального обслуживания инвалидов и граждан пожилого возраста на дому. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016; 2: 321.

2. Галактионова Л. А. Специфика инновационных технологий в социальной работе. Концепт. 2016; 14: 8.

3. Коваленко Н. А. Внедрение новых форм социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в рамках активизации реабилитационного процесса. Социальная работа. — Москва: Союз социальных работников и социальных педагогов. 2011; 3: 9.

4. Корнилова М. В. Инновационные практики социального обслуживания в Самарской области. Социальная работа. 2013; 1: 2.

5. Малофеев И. В. Система надомного социального обслуживания населения в век информационных технологий. Отечественный журнал социальной работы. 2015; 1: 19.

6. Малофеев И. В. Социальные услуги в системе социального обслуживания населения. — Москва: Дашков и К. 2013: 54.

7. Официальный сайт «Система забота» — служба социального сопровождения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://lab-sp.ru/franchise/sistemg/ (дата обращения: 11.05.2020).

8. Официальный сайт портала «Пенсионеры-online» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pensioner54.ru/ (дата обращения: 05.05.2020).

9. Постановление Правительства Москвы от 02.04.2013 № 185-ПП «О порядке и условиях оказания в городе Москве адресной продовольственной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, с использованием электронного социального сертификата».

10. Шеляг Г. В., Пузанкова Г. Н. Инновационные социальные практики. Социальная работа. 2013; 2: 59.

11. Энциклопедия социальных практик поддержки пожилых людей в Российской Федерации / Под ред. Е. И. Холостовой, Г. И. Климантовой. — Москва: Дашков и К. 2015: 101.

1. Borodina O. D., Savchenko V. V. Innovatsionnye formy sotsial’nogo obsluzhivaniya invalidov i grazhdan pozhilogo vozrasta na domu [Innovative Forms of Social Care for Disabled People and Elderly Citizens At Home]. Mezhdunarodnyi zhurnal prikladnykh i fundamental’nykh issledovanii [International Journal of Applied and Fundamental Research], 2016, no. 2, p. 321.

2. Galaktionova L. A. Spetsifika innovatsionnykh tekhnologii v sotsial’noi rabote [Specifics of Innovative Technologies in Social Work], Nauchno – metodicheskii elektronnyi zhurnal ‘Kontsept’ [Scientific and methodological electronic journal “Concept”], 2016, no. 14, p. 8.

3. Kovalenko N. A. Vnedrenie hovykh form sotsial’nogo obsluzhivaniya grazhdan pozhylogo vozrasta i invalidov v ramkakh aktivizatsii reabilitatsionnogo protsessa [Introduction of New Forms of Social Care of Elderly and Disabled Citizens as part of Activating the Rehabilitation Process], Sotsial’naya Rubota: nauchno – populyarnyi zhurnal [Social Work: Popular Science Journal]. Moscow: Soyuz sotsial’nykh rabotnikov i pedagogov, 2011, no. 3, p. 9.

4. Kornilova M. V. Innovatsionnye praktiki social’nogo obsluzhivaniya v Samarskoy oblasti [Innovative Practices of Social Care in the Samara Region] / M.V. Karnilova // Social’naya rabota: nauchno – populyarnyi zhurnal [Social Work: Popular Science Journal]. Moscow: Soyuz sotsial’nykh rabotnikov i pedagogov, 2013, no. 1, p. 2.

5. Malofeev I. V. Sistema nadomnogo sotsial’nogo obsluzhivaniya naseleniya v vek informatsionnykh tekhnologii [System of Home Social Care in the Age of Information Technologies] / I.V. Malofeev // Otechestvennyi zhurnal social’noy raboty [National Journal of Social Work], 2015, no. 1, p. 19.

6. Malofeev I. V. Sotsial’nye uslugi v sisteme sotsial’nogo obsluzhivaniya naseleniya [Social Services in the System of Social Care of the Population] / I.V. Malofeev. - Moscow: Dashkov i K, 2013, p. 54.

7. Offitsial’nyi sait ‘Sistema Zabota’ – sluzhba social’nogo soprovozhdeniya [Official Web-Site “System Сare” - Social Support Service]. [Electronic Resource] Available at: http://lab-sp.ru/franchise/sistemg/ (accessed 11.05.2020)

8. Official’nyi sait portal ‘Pensionery – online’ [Official web-site of the Internet portal “Pensioners-online”]. [Electronic Resource] Available at: http://pensioner54.ru/ (accessed 5.05.2020).

9. Decree of the Government of Moscow dated April 2, 2013, no. 185-ПП “On the Procedure and Conditions for Providing Targeted Food Assistance to Citizens in Difficult Situations in Moscow Using an Electronic Social Certificate”.

10. Shelyag G. V., Puzankova G. N. Innovatsionnye social’nye praktiki [Innovative Social Practices] / G.V. Shelyag, G.N. Puzankova // Social’naya rabota: nauchno – populyarnyi zhurnal [Social Work: Popular Science Journal]. Moscow: Soyuz sotsial’nykh rabotnikov i pedagogov, 2013, no.2, p. 59

11. Prof. E. I. Kholostova (ed.), Prof. G. I. Klimantova (ed.). Entsiklopediya sotsial’nykh praktik podderzhki pozhilykh lyudei v Rossiiskoi Federatsii [Encyclopedia of Social Practices of the Support of Elderly People in the Russian Federation]. Moscow: Dashkov i K, 2015, p. 101.

Обслуживание на дому является более приоритетной формой оказания услуг, что отражается на внедрении инноваций именно в данный вид социального обслуживания. Стоит отметить, что внедрение новых технологий требует специфической подготовки специалиста, который будет оказывать нововведенную услугу.

Возникновение инновационных технологий в сфере надомного обслуживания выдвигает ряд требований для специалистов по социальной работе, так как услуги оказывают именно социальные работники.

На наш взгляд, специалисту необходимо: в совершенстве владеть компьютерной грамотностью, иметь знания по основам медицины, обладать информацией об изменении законодательной базы в сфере социального обслуживания, свободно манипулировать техническими инновациями, быть коммуникабельным и открытым к новым знаниям, постоянно повышать уровень своей грамотности в сфере использования информационных технических средств.

В век цифровых технологий социальное обслуживание должно выходить на новый, более современный уровень, используя те возможности, которые предоставляет изобилие технических средств XXI в.

В России прочно закреплены и практикуются повсеместно традиционные способы оказания помощи нуждающимся, но с некоторыми элементами модернизации.

Например, в целях совершенствования оказания паллиативной помощи особую актуальность приобретает развитие социальный услуги «Хоспис на дому». Целью оказания данной услуги является оказание квалифицированной комплексной социально-медицинской помощи гражданам в терминальной стадии любого хронического заболевания (онкология, рассеянный склероз, хронические неспецифические заболевания и др.). Содержание данной услуги предполагает оказание не только социальных услуг квалифицированного ухода за тяжелобольными людьми, но и предоставление психологической помощи членам семьи, обучение их навыкам общего ухода за больными [1, C. 321].

В свою очередь, Т. В. Шеляг разработала социальный проект «Оптимизация системы надомного социального обслуживания», который предусматривает: паспортизацию обслуживаемых на дому клиентов, дифференциацию получателей услуг по группам (кластерам), разделение социальных работников по видам деятельности (патронаж, медицинские услуги и т. д.), введение дифференцированной почасовой оплаты труда (час рабочего времени оплачивается в зависимости от сложности и напряженности услуги) [10, C. 59]. К тому же с учетом информационных технологий специалистам будут выданы компьютеры-планшеты, где будет храниться вся информация о получателе услуг, а это также сделает процесс заказа продуктов и медикаментов для клиента более эффективным и оптимизированным.

Для Цитирования:
Рита Хурматуловна Хамадеева, Наталья Леонидовна Большакова, Перспективные направления инновационных технологий надомного социального обслуживания граждан. Социальная политика и социальное партнерство. 2020;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: