Сварные соединения находят широкое применение при сборке строительных и промышленных металлоконструкций из листового проката, фасонного профиля (швеллер, уголок, двутавр) и труб. Без этого метода нельзя обойтись в прокладке бытового, промыслового и технологического трубопровода, включая также изготовление сосудов и аппаратов, работающих под давлением. Помимо прочего, сварку используют для получения заготовок деталей машин: колес, рычагов, шкивов, валов с большим перепадом ступеней, корпусных изделий. Такая практика позволяет существенно уменьшить расходы на металл.
Наиболее успешно поддаются сварке стали с содержанием углерода не более 0,25%. Условия свариваемости качественно улучшают присутствие таких легирующих элементов, как кремний, марганец и никель. Поэтому ряд специфических марок сталей вроде 10ХСНД, 09Г2С, 17ГС и т. д. был вынесен в отдельную группу конструкционных материалов — низколегированные для сварных конструкций.
Прочность сварного шва всегда заведомо ниже, чем прочность металла соединяемых деталей. В наилучшем случае шов сохраняет до 95% от временного сопротивления разрыву по сравнению с механическими характеристиками основы. Это становится следствием различий структуры: для сварки используют преимущественно заготовки из холодно- и горячекатаного стального проката, имеющие среднезернистую структуру металла, тогда как шов приобретает литую структуру с дендритными и столбчатыми кристаллами. Вместе с этим в металле шва после кристаллизации могут возникать дефекты в виде пористости, газовых пузырей, усадочных раковин и растрескивания, характерные именно для литейных процессов. А в зоне вокруг шва металл заготовки демонстрирует после охлаждения крупнозернистую переходную структуру.
Следует также отметить, что в процессе сварки, под воздействием экстремально высоких температур зачастую происходит выгорание легирующих элементов, в результате чего химический состав шва будет отличен от металла основы. Это становится особенно явным при сварке высоколегированных нержавеющих сталей: хром «покидает» сплав, и шов становится более уязвимым для коррозии. Первые признаки окисления проявляются именно на сварном соединении, причем достаточно быстро.