Статья поступила 23.05.2016 г.
Фундаментальные экономические, политические и социо-культурные перемены постсоветского времени сокрушили «социалистические утопии» и потрясли также многие традиционные понятия и представления. Перемены внесли значительные изменения в мировоззрение и умонастроения россиян, понудили их к переосмыслению ряда неприкасаемых идеалов и ценностей. В русло духовной культуры отечества из более чем полувекового заточения вернулась религия. Совместно со светскими мировоззренческими представлениями в общественном сознании теперь ожили и сложным образом, местами вступая в полемику, взаимодействуют и представления сакральные. К сожалению, особо дерзким смещениям ныне подвергаются многие нравственные установления. Наибольшую неопределенность и сумятицу в духовный мир россиян внесли ранее неведомые рыночные отношения и с ними психологически связанные, противостоящие нормам гуманности и требованиям толерантности корыстные расчеты, агрессивные побуждения. Примем во внимание и особо деструктивное влияние на нравственность глобальной экспансии «масскультуры» и с нею связанного культа насилия.
На уровне общественного сознания россиян естественно и остро назрела потребность в возрождении духовности, в поддержании и развитии традиционных ценностей отечественной культуры, в реализации гражданско-патриотического единения сограждан. В пересечении этих глобальных потребностей возникает объективная необходимость перемен в содержании и формах клубнодосуговой и просветительных деятельности. Так, в отличие от десятилетиями формировавшихся, преимущественно массовых форм («площадок») клубной деятельности, на наш взгляд, следует переходить к ныне преимущественно востребованному и более толерантному групповому формату (не более нескольких десятков членов клуба). Образно назовем формат «очагом» клубного общения.
В отличие от массовых и во многом почти безадресных «площадок», более «камерный» формат «очага» позволяет его участникам общаться неформально, более непосредственно и раскованно. Здесь становятся доступнее как получение, так и компетентная оценка интересующей информации относительно последних социальных событий, научных открытий, новых проблем миропонимания. Проще наладить обмен откровенными мнениями, удачней противостоять деструкциям духовности и отстаивать достояния культуры и нравственности. «Очаговое» общение проясняет видение собственных проблем семейного и общественного бытия, позволяет получить добрый совет по их разрешению. Что также важно, «камерный» формат заметно снижает нередкую предвзятость между приверженцами различных мировоззренческих ориентаций, сближает их картины мира, побуждает к более открытому и доверительному взаимопониманию, налаживанию откровенного и продуктивного диалога. Формат «очага» мотивирует толерантное общение и стимулирует готовность к укреплению гражданского сотрудничества.