По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Переход от АРМ к специальной оценке условий труда: задачи аттестующих организаций

В. В. Савинов вице-президент саморегулируемой организации НП «Национальное общество аудиторов трудовой сферы»

Излагаются требования к организациям по аттестации рабочих мест в соответствии с новым законом о специальной оценке условий труда, затрагиваются вопросы их взаимоотношений с заказчиками их услуги, вопросы сбалансированных тарифов и допуска на рынки услуг по охране труда.

Переход от аттестации рабочих мест по условиям труда (далее — АРМ) к специальной оценке условий труда (далее — СОУТ) требует от аттестующих организаций (далее — АО) серьезной подготовки и перестройки своей работы. Ужесточены требования к организациям, проводящим специальную оценку условий труда (далее — ОПСОУТ), расширяется область аккредитации лабораторий, вводится новая категория специалиста — эксперт по специальной оценке условий труда, к профессиональной подготовке, стажу работы которого предъявляются повышенные требования.

Многократно возрастает ответственность ОПСОУТ. Прежде всего, это связано с переходом на новые принципы предоставления компенсаций.

От результатов СОУТ напрямую будет зависеть предоставление компенсаций, включая, пожалуй, наиболее волнующие работников досрочные пенсии. Размер дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, сама возможность выхода работника на досрочную пенсию поставлены в прямую зависимость от результатов СОУТ.

Дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, который, начиная с 2013 года, уже установлен многим организациям, станет жестко привязан к классу условий труда, выявленному по результатам СОУТ.

Это означает, что ОПСОУТ получили дотошных и очень заинтересованных критиков своей работы. И работодатели, и работники, которые еще совсем недавно были в большинстве своем нейтральными наблюдателями при проведении АРМ, сегодня «с микроскопом» и очень заинтересованно будут рассматривать результаты СОУТ.

Недовольных будет много. Работникам, чьи профессии внесены в Списки № 1 и № 2, так называемые малые списки или прямо упомянуты в ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в случае признания условий труда не вредными, а допустимыми, не понравится перспектива позже уйти на пенсию. Будут выискиваться и использоваться любые поводы для оспаривания результатов СОУТ через суд. Причем споры по пенсионным правам (и претензии к корректности результатов СУОТ) могут возникнуть спустя несколько десятилетий после проведения измерений на рабочем месте недовольного истца. Работодателям же при подтверждении по результатам СОУТ вредных условий труда на этих рабочих местах придется платить весьма существенный дополнительный тариф, что, конечно же, вызовет законный повышенный интерес к качеству СОУТ и обоснованности ее результатов. ОПСОУТ оказываются в самой середине этих взаимоисключающих интересов сторон, каждая из которых будет предъявлять ОПСОУТ противоположные требования. ОПСОУТ становятся заложником такого конфликта интересов.

Для Цитирования:
В. В. Савинов, Переход от АРМ к специальной оценке условий труда: задачи аттестующих организаций. Охрана труда и техника безопасности в строительстве. 2014;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: