В современном мире спрос на энергоресурсы вырастает темпами, соизмеримыми с повышением их цены. Большая часть государств, в особенности те, где энергоресурсы покупаются у государств-импортеров, ведет серьезный учет употребления воды, тепла, электричества и газа. Плата за энергоресурсы считается одним из самых больших разделов бюджетов, верное планирование их употребления, их учет и расположение считается важным причиной устойчивости экономики [1]. В конце 2009 г. был принят Федеральный закон РФ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», практически ставший исходной точкой установки устройств учета. В стране стартовала повсеместная установка устройств личного учета употребления воды, тепла, закономерно встала задача о снятии показаний. Оказалось нужным централизованно собирать показания с большого числа счетчиков и обрабатывать данные, получаемые устройствами учета. На простых недорогих счетчиках доступен только зрительный способ снятия показаний. Далее показания нужно каким-то образом отправить в вычисленный центр для выставления счетов на оплату. Данная задачка возлагается на самого владельца либо арендатора здания. В конце расчетного периода (месяца) собственник обязан предоставить данные с приборов учета в специализированную компанию по телефону либо на бумажном носителе. Это доставляет немало проблем владельцу жилища, с повышением числа поставленных счетчиков воды растет нагрузка на ручную обработку данных расчетными центрами. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что есть два метода учета и передачи данных:
• ручной;
• автоматический.
При ручном снятии показаний с приборов учета, передаче и обработке полученных данных возможны случаи искажения и появления погрешностей в этих данных. Бывают случаи преднамеренного изменения показаний, так как условия для проверки достоверности предоставляемой владельцем информации отсутствуют. Потому работники энергоснабжающих организаций обязаны иногда проводить осмотр жилых зданий и проверять сведения счетчиков, а еще сохранность пломб, отсутствие вмешательства в работу устройств и т.п., что сопровождается неудобствами для жителей и контролеров.