Дата поступления рукописи в редакцию: 12.09.2023.
Дата принятия рукописи в печать: 10.10.2023.
Date of receipt of manuscript at the editorial office: 09/12/2023.
Date of acceptance of the manuscript for publication: 10/10/2023.
В 2023 г. в России объявлен Год педагога и наставника. В медицине наставничество прочно имплементировалось в профессиональную культуру в течение длительного времени [6, 7, 9]. Миссия Года педагога и наставника в том числе и во врачебной среде может рассматриваться как признание особого статуса осуществляющих наставническую деятельность [14]. Миссия учителя и наставника во врачевании в течение многих веков складывалась как великая ипостась [1]. Объявление Года педагога и наставника, несомненно, имеет целью стимулирование развития творческих и профессиональных ресурсов, повышение социального престижа профессии, в том числе, конечно, и в области медицины [11, 12].
Историко-медицинское «обследование» рассматриваемого узлового тезиса «Педагогика и наставничество в медицине» служит в первую очередь описанию соответствующих явлений в структуре этого нарратива. Образование, в том числе и медицинское, в жизни общества было значимо всегда. Оно совершенствовало государственную экономику, взращивало уровень культуры и поведения [13, 18]. Предоставляло великую возможность приобрести профессию врача и быть востребованным специалистом. На протяжении многих веков к учителю-врачевателю формировалось пиететное отношение.
Историки медицины приводят нижеследующие примеры. Еще в Древнем Риме учителям выплачивался «благородный» гонорар. В Средневековье учителя-наставника в компетенции медицины квалифицировали как имеющего «ум — гениальный, жизнь — достойную, знания — благочестивые, красноречие — безыскуственное». И конечно, высоко котировался педагогический опыт. А в древней Руси полагали, что «потребно чтить учителя, как своего родителя». И в царской России, и в первые годы советской власти учителя почитали в качестве «образа наставника», наглядного «символа» для подражания — своеобразной «модели» специалиста [8].