По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 611.9.616 — 018: 378.22 DOI:10.33920/med-10-2311-06

Педагогика и наставничество в медицине: история вопроса и современность

Каспрук Людмила Ильинична д-р мед. наук, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения № 1 Оренбургского государственного медицинского университета, Е-mail: Kaspruk61@yandex.ru, http://orcid.org/0000-0003-2782-7916

В России 2023 г. объявлен Годом педагога и наставника. Наставничество в медицине — имманентный компонент профессиональной культуры, эволюционирующий в истории медицины. Роль педагогики и наставничества в формате способов передачи медицинских знаний, умений и навыков от опытного специалиста начинающему и от старшего — младшему первостепенно значима во все времена. В медицинской среде к учителю демонстрируется особое отношение, что зафиксировано во многих историко-медицинских источниках. Многие великие врачи и исследователи выступали одновременно как наставники и учителя будущих врачей, как основатели медицинских научных школ — от Гиппократа до Н.И. Пирогова и до настоящего времени. Вклад региональных медицинских научных школ, оренбургской гистологической, в частности, релевантен, учитывая, что общегосударственная система здравоохранения и образования выстраивается из дифференциальных территориальных систем с сообразными демографическими, социальными и экономическими атрибутами.

Литература:

1. Алюков К.А. Н.И. Пирогов о наставничестве в медицине. Молодой ученый. 2021; 27 (369): 245–246. URL: https://moluch.ru/archive/369/83020/ (дата обращения: 02.09.2023).

2. Архив Оренбургского государственного медицинского университета: Опись 1, св. 4, дело 222, л. 1–22.

3. Безуглый, Т.А. Наследие Пирогова Н.И.: научная школа и выдающиеся ученики / Т.А. Безуглый, Н.Е. Заварухин. Вестник оперативной хирургии и топографической анатомии. 2020; 1, 1 (1): 4–8.

4. Бородулин В.И. Клиническая медицина от истоков до 20-го века. Лекции. М.: Вече, 2015; 504 с.

5. Каспрук Л.И. Актуальные аспекты развития хирургии. Справочник врача общей практики. 2021; 7: 65–72.

6. Красносельских Т.В., Тельнюк И.В., Худик В.А. Перспективы использования дистанционного обучения в образовательном процессе медицинского вуза. Преподаватель ХХI век. 2020; 3-1: 110–124.

7. Курганова Н.А. Медицина и педагогика как неотъемлемые составные части медицинского образования. Bulletin of Medical Internet Conferences. 2019. Volume 9. Issue 4. URL: http: meditsina-i-pedagogika-kak-neotemlemye-sostavnye-chast (дата обращения 10.09.2023).

8. Мирский М.Б. История медицины и хирургии: учебное пособие. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020; 528 с.

9. Остапенко А.Г. Взаимосвязь педагогики и медицины в системе научных дисциплин. Международный журнал экспериментального образования. 2013; 4: 219–221.

10. Павлова О.М. Опыт дистанционного обучения гистологии в медицинском вузе / Сборник статей Международной научно-практической конференции. Вып. 18 / под ред. проф. Н.Д. Андреевой. СПб.: Свое издательство, 2020; 187 с. URL: https://expeducation.ru/ ru/article/view?id=4772 (дата обращения: 10.09.2023).

11. Педагогика и психология в медицине: проблемы, инновации, достижения / под ред. Н.П. Ванчаковой. М.: Перо, 2021.

12. Педагогика и психология в медицине: проблемы, инновации, достижения / под ред. Н.П. Ванчаковой. М.: Перо, 2022.

13. Современные вызовы для медицинского образования и их решения: сборник трудов по материалам Всероссийской учебно-методической конференции (Курск, 2 февраля 2023 г.), посвященной 100-летию со дня рождения профессора Н.Ф. Крутько и Году педагога и наставника: в 2 т. / Курский гос. мед. ун-т; под ред. В.А. Лазаренко. Курск. КГМУ, 2023. Т. 2 — 356 с.

14. Ткачева Т.М. Роль личности преподавателя в обеспечении качества профессиональной подготовки выпускников вуза. М.: МАДИ, 2015: 54–76.

15. Шевлюк Н.Н., Стадников А.А. Оренбургская государственная медицинская академия: биографический словарь профессоров и доцентов. Оренбург, 2005.

16. Crawshaw, R. The Hippocratic Oath. BMJ. 1994; 309: 952–953.

17. Geiger, J. (1982) The right medicine, The New York Times. January 31. http://www. nytimes.com/1982/01/31/books/the-right-medicine.html?pagewanted=2.

18. Kryvetska I. Modern insrtruments of educational process in medical university. Sciences of Europe. 2020; 50: 42–43.

19. Nutton, V. (2004) Ancient medicine. London and New York, Routledge.

20. Popkin, R., Stroll, A. (1993) Philosophy. Oxford.

21. The Hippocratic Oath Today: Doctors’ Responses: http://www.pbs.org/wgbh/nova/doctors/oath_doctors.html.

22. Wolpert, L. Is cell science dangerous? Journal of Medical Ethics. 2007; 33: 345–348.

1. Aliukov K. A. N. I. Pirogov o nastavnichestve v meditsine [N.I. Pirogov on mentoring in medicine] /K. A. Aliukov. — Direct text // Molodoi uchenyi [Young Scientist]. — 2021. — No. 27 (369). — P. 245–246. Available at: https://moluch.ru/archive/369/83020/ (accessed: 09/02/2023). (In Russ.)

2. Archives of the Orenburg State Medical University: Inventory 1, St. 4, file 222, l.1–22. (In Russ.)

3. Bezuglyi T. A. Nasledie Pirogova N.I.: nauchnaia shkola i vydaiushchiesia ucheniki [The legacy of Pirogov N.I.: scientific school and outstanding students] / T. A. Bezugly, N. E. Zavarukhin // Vestnik operativnoi khirurgii i topograficheskoi anatomii [Bulletin of Operative Surgery and Topographic Anatomy]. — 2020. — Vol. 1, No. 1 (1) — P. 4–8. (In Russ.)

4. Borodulin V. I. Klinicheskaia meditsina ot istokov do 20-go veka. Lektsii [Clinical medicine from its origins to the 20th century. Lectures] /V.I. Borodulin. — Moscow: Veche, 2015. — 504 p. (In Russ.)

5. Kaspruk L. I. Aktualnye aspekty razvitiia khirurgii [Current aspects of the development of surgery] // Spravochnik vracha obshchei praktiki [Journal of Family Medicine]. — Moscow, 2021. — No. 7. — P. 65–72. (In Russ.)

6. Krasnoselskikh T. V., Telniuk I. V., Khudik V. A. Perspektivy ispolzovaniia distantsionnogo obucheniia v obrazovatelnom protsesse meditsinskogo vuza [Prospects for the use of distance learning in the educational process of a higher medical educational institution] // Prepodavatel KhKhI vek [Teacher of the 21st Century]. 2020. No. 3–1. P. 110–124. (In Russ.)

7. Kurganova N. A. Meditsina i pedagogika kak neotemlemye sostavnye chasti meditsinskogo obrazovaniia [Medicine and pedagogy as integral parts of medical education]. Bulletin of Medical Internet Conferences (ISSN 2224 6150) 2019. Volume 9. Issue 4. Available at: http: meditsina-i-pedagogika-kak-neotemlemye-sostavnye-chast (accessed 09/10/2023). (In Russ.)

8. Mirskii M. B. Istoriia meditsiny i khirurgii: uchebnoe posobie [History of medicine and surgery: textbook] / M. B. Mirskii. Moscow: GEOTAR-Media. 2020. 528 p. (In Russ.)

9. Ostapenko A. G. Vzaimosviaz pedagogiki i meditsiny v sisteme nauchnykh distsiplin [The relationship between pedagogy and medicine in the system of scientific disciplines] // Mezhdunarodnyi zhurnal eksperimentalnogo obrazovaniia [International Journal of Experimental Education]. — 2013. — No. 4. — P. 219–221. (In Russ.)

10. Pavlova O. M. Opyt distantsionnogo obucheniia gistologii v meditsinskom vuze [Experience of distance learning in histology at a higher medical educational institution]. // Collection of articles of the International Scientific and Practical Conference. Vol. 18 / ed. prof. N. D. Andreeva. St. Petersburg: «Own Publishing House», 2020. 187 p. Available at: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4772 (accessed: 09/10/2023). (In Russ.)

11. Pedagogika i psikhologiia v meditsine: problemy, innovatsii, dostizheniia [Pedagogy and psychology in medicine: problems, innovations, achievements]. Edited by PhD in Medicine, professor N. P. Vanchakova. — M. Pero Publishing House, 2021. — Mb. [Electronic edition]. (accessed: 09/10/2023). (In Russ.)

12. Pedagogika i psikhologiia v meditsine: problemy, innovatsii, dostizheniia [Pedagogy and psychology in medicine: problems, innovations, achievements]. Edited by PhD in Medicine, professor N. P. Vanchakova. — M. Pero Publishing House, 2022 — Mb. [Electronic edition] (accessed: 09/10/2023). (In Russ.)

13. Sovremennye vyzovy dlia meditsinskogo obrazovaniia i ikh resheniia [Modern challenges for medical education and their solutions]: collection of works based on the materials of the All-Russian educational and methodological conference (Kursk, February 2, 2023), dedicated to the 100th anniversary of the birth of Professor N. F. Krutko and the Year of the Teacher and Mentor: in 2 volumes / Kursk State Medical University; edited by V. A. Lazarenko. — Kursk. KSMU, 2023. Vol. 2–356 p. — 1 CD-ROM. — Electronic text (accessed: 09/10/2023). (In Russ.)

14. Tkacheva, T. M. Rol lichnosti prepodavatelia v obespechenii kachestva professionalnoi podgotovki vypusknikov vuza [The role of the teacher’s personality in ensuring the quality of professional training of university graduates] / T. M. Tkacheva // M.: MADI. — 2015 — P. 54–76. (In Russ.)

15. Shevliuk N. N., Stadnikov A. A. Orenburgskaia gosudarstvennaia meditsinskaia akademiia: biograficheskii slovar professorov i dotsentov [Orenburg State Medical Academy: biographical dictionary of professors and associate professors]. — Orenburg, 2005. (In Russ.)

16. Crawshaw, R. (1994) «The Hippocratic Oath,» BMJ 309, 952–953.

17. Geiger, J. (1982) «The right medicine,» The New York Times. January 31. http://www.nytimes.com/1982/01/31/books/the-right-medicine.html?pagewanted=2.

18. Kryvetska I. Modern insrtruments of educational process in medical university // Sciences of Europe. — 2020. – vol.50. — p.42–43.

19. Nutton, V. (2004) Ancient medicine. London and New York, Routledge.

20. Popkin, R., Stroll, A. (1993) Philosophy. Oxford.

21. The Hippocratic Oath Today: Doctors' Responses: http://www.pbs.org/wgbh/nova/doctors/oath_doctors.html.

22. Wolpert, L. (2007) «Is cell science dangerous?» Journal of Medical Ethics 33, 345–348.

Дата поступления рукописи в редакцию: 12.09.2023.

Дата принятия рукописи в печать: 10.10.2023.

Date of receipt of manuscript at the editorial office: 09/12/2023.

Date of acceptance of the manuscript for publication: 10/10/2023.

В 2023 г. в России объявлен Год педагога и наставника. В медицине наставничество прочно имплементировалось в профессиональную культуру в течение длительного времени [6, 7, 9]. Миссия Года педагога и наставника в том числе и во врачебной среде может рассматриваться как признание особого статуса осуществляющих наставническую деятельность [14]. Миссия учителя и наставника во врачевании в течение многих веков складывалась как великая ипостась [1]. Объявление Года педагога и наставника, несомненно, имеет целью стимулирование развития творческих и профессиональных ресурсов, повышение социального престижа профессии, в том числе, конечно, и в области медицины [11, 12].

Историко-медицинское «обследование» рассматриваемого узлового тезиса «Педагогика и наставничество в медицине» служит в первую очередь описанию соответствующих явлений в структуре этого нарратива. Образование, в том числе и медицинское, в жизни общества было значимо всегда. Оно совершенствовало государственную экономику, взращивало уровень культуры и поведения [13, 18]. Предоставляло великую возможность приобрести профессию врача и быть востребованным специалистом. На протяжении многих веков к учителю-врачевателю формировалось пиететное отношение.

Историки медицины приводят нижеследующие примеры. Еще в Древнем Риме учителям выплачивался «благородный» гонорар. В Средневековье учителя-наставника в компетенции медицины квалифицировали как имеющего «ум — гениальный, жизнь — достойную, знания — благочестивые, красноречие — безыскуственное». И конечно, высоко котировался педагогический опыт. А в древней Руси полагали, что «потребно чтить учителя, как своего родителя». И в царской России, и в первые годы советской власти учителя почитали в качестве «образа наставника», наглядного «символа» для подражания — своеобразной «модели» специалиста [8].

Для Цитирования:
Каспрук Людмила Ильинична, Педагогика и наставничество в медицине: история вопроса и современность. Справочник врача общей практики. 2023;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: