Основой выбора профессии сегодня являются представления личности о будущем, которые выводят ее за рамки наличной ситуации и являются программой ее развития. Поведение автономной личности на рынке труда предполагает общую ориентировку в социально-экономической ситуации, знание вакансий, а также наличие навыков поиска работы, составления резюме, прохождения собеседования и т. д.
Обеспечение педагогической поддержкой является неотъемлемым условием формирования профессионального самоопределения учащихся. О. С. Газман определяет понятие педагогической поддержки как «педагогическую помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных со здоровьем, учением, отношениями, жизненным самоопределением». Педагогическая поддержка подростков в процессе их профессионального самоопределения заключается, с одной стороны, в оказании им помощи в определении своего профессионального будущего, с другой — в развитии у них способности к самоанализу — изучению личностью себя, и к самовоспитанию — осознанию ответственности, формированию гражданской позиции. Педагогическая поддержка подростков в процессе их профессионального самоопределения может быть хаотичной и организованной. Хаотичная педагогическая поддержка учащихся в процессе их профессионального самоопределения имеет место в педагогическом процессе независимо от желания педагогов и выражается в беседах с учащимися на предмет выбора ими профессии, затрагивании вопросов профессионального самоопределения во время изложения учебного материала, организации экскурсий, ведении кружков по интересам и т. д.
Несомненно данный вид педагогической поддержки оказывает определенную помощь учащимся в их профессиональном самоопределении, однако несопоставимо более значимый эффект на профессиональное самоопределение учащихся оказывает организованная педагогическая поддержка, которая носит форму комплекса профориентационных мероприятий.
Выделяют следующие принципы осуществления педагогической поддержки учащихся в процессе их профессионального самоопределения: