По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 377 DOI:10.33920/nik-01-2204-02

Педагогические условия развития технического творчества студентов колледжа

Верхотурцев Денис Евгеньевич ГБПОУ «Автомеханический колледж», Россия, 192283, г. Санкт-Петербург, ул. Малая Балканская, д. 41, лит. А, E-mail: amlspb@obr.gov.spb.ru

В статье представлены результаты исследования значимой для современности проблемы развития технического творчества студентов колледжа. В частности, научно обосновываются педагогические условия, обусловливающие эффективность такого развития, приводится опытно-экспериментальная база исследования, на которой они апробировались, даются рекомендации по их использованию в широкой образовательной практике отечественного среднего профессионального образования.

Литература:

1. Беликов В.А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография / В.А. Беликов. — М.: Владос, 2004. — 357 с.

2. Васин А.А. Научно-техническое творчество студентов в деятельности ресурсного центра колледжа / А.А. Васин // Среднее профессиональное образование. — 2002. — № 4. — С. 12–13.

3. Володькина Т.А. Техническое творчество сегодня — вдохновение для успеха в профессии завтра / Т.А. Володькина, В.Е. Казарин // Молодой ученый. — 2015. — № 12.2. — С. 14–16.

4. Недвига Н.И. Педагогические условия развития рефлексивно-творческого потенциала будущих специалистов технического профиля в процессе профессиональной подготовки / Н.И. Недвига // Вестник СевНТУ. — Серия: Педагогика: сб. науч. тр. — Севастополь, 2010. — Вып. 124. — С. 163–167.

5. Онанко Н.А. Педагогические условия формирования творческих профессионально-личностных качеств студентов технических колледжей и вузов: дис. ... канд. пед. наук / Н.А. Онанко. — М., 2002. — 334 с.

6. Постановление Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.rgub.ru.

7. Темник В.В. Педагогические условия формирования творческой личности учащегося технического лицея: дис. ... канд. пед. наук / В.В. Темник. — М., 1996. — 178 с.

8. Яковлев Е.В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. — Челябинск: Изд-во РБИУ, 2010. — 316 с.

1. Belikov V.A. Philosophy of personality education: activity aspect: monograph / V.A. Belikov. — M.: Vlados, 2004. — 357 p.

2. Vasin A.A. Scientific and technical creativity of students in the activities of the resource center of the college / A.A. Vasin // Secondary vocational education. — 2002. — No. 4. — S. 12–13.

3. Volodkina T.A. Technical creativity today — inspiration for success in the profession tomorrow / T.A. Volodkina, V.E. Kazarin // Young scientist. — 2015. — No. 12.2. — S. 14–16.

4. Nedviga N.I. Pedagogical conditions for the development of the reflexive and creative potential of future technical specialists in the process of professional training / N.I. Nedviga // Bulletin of SevNTU. — Series: Pedagogy: Sat. scientific tr. — Sevastopol. — 2010. — Issue 124. — S. 163–167.

5. Onanko N.A. Pedagogical conditions for the formation of creative professional and personal qualities of students of technical colleges and universities: dis. ... cand. ped. Sciences / N.A. Onanko. — M., 2002. — 334 p.

6. Decree of the Government of the Russian Federation “Fundamentals of the state youth policy of the Russian Federation for the period up to 2025” dated November 29, 2014 No. 2403-r. [Electronic resource]. — Access mode: http://www.rgub.ru.

7. Temnik V.V. Pedagogical conditions for the formation of the creative personality of a student of a technical lyceum: dis. ... cand. ped. Sciences / V.V. Temnik. — M., 1996. — 178 p.

8. Yakovlev E.V. Pedagogical research: content and presentation of results / E.V. Yakovlev, N.O. Yakovlev. — Chelyabinsk: Publishing House of RBIM, 2010. — 316 p.

Статья поступила 04.02.2022

Изменение модальности взаимоотношения человека и техники в контексте продолжающегося мирового научно-технического прогресса обусловливает иное мировоззренческое понимание роли в нем творчества человека. Исходя из чего в «Основах государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» предусматриваются широкое вовлечение молодежи в творческую деятельность и поощрение научно-технического творчества учащейся молодежи [6, с. 7].

И в этой связи одной из актуальнейших проблем, стоящих сегодня перед отечественной педагогической наукой и практикой в области среднего профессионального образования, является проблема формирования технической творческой личности студентов колледжа — будущего рабочего или специалиста среднего звена посредством всемерного развития технического творчества в процессе их обучения и воспитания.

Но совершенно очевидно, что развитие технического творчества студентов колледжа эффективно реализуется, если для этого обеспечены соответствующие педагогические условия, под которыми педагогической наукой понимается:

— «совокупность возможностей содержания, форм, методов целостного педагогического процесса, направленных на достижение целей педагогической деятельности» [1, с. 235];

— «совокупность мер педагогического процесса, направленная на повышение его эффективности» [8, с. 187] и др.

В данном контексте педагогические условия имеют по своей сути субдоминантный характер, выполняя по отношению к процессу развития технического творчества студентов колледжа поддерживающую функцию и представляя собой результат целенаправленного отбора, конструирования и применения тех или иных элементов содержания, методов, а также организационных форм педагогического процесса для достижения поставленной цели.

Целью нашего исследования и является выявление педагогических условий, обеспечивающих эффективность развития технического творчества студентов колледжа.

Для Цитирования:
Верхотурцев Денис Евгеньевич, Педагогические условия развития технического творчества студентов колледжа. Вопросы культурологии. 2022;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: