По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.013.78

Педагогические подходы к формированию здорового образа жизни молодежи

Заслонкина О. В. канд. социол. наук, доцент кафедры трудового права и социального обеспечения Среднерусского института управления — филиала РАНХиГС, E-mail:zaslonkina11@mail.ru
Зима В. В. ст. преподаватель кафедры трудового права и социального обеспечения Среднерусского института управления — филиала РАНХиГС, E -mail: zimavioletta@yandex.ru

В статье рассматривается многообразие понятия «здоровый образ жизни», а также акцентируется особое внимание на его связи с современным состоянием здоровья молодежи. Авторами показано, что формирование здорового образа жизни молодежи как интеллектуального потенциала России является приоритетной задачей социального развития. В работе анализируются основные проблемы по формированию и развитию здорового образа жизни молодежи, рассматриваются реализации соответствующих мероприятий, уровни системы работы органов публичной власти. Обосновывается необходимость первоочередных задач по формированию здорового образа жизни в молодежной среде.

Литература:

1. Дорохова Ю. В., Игнатова Т. В., Проказина Н. В. Молодежь Орловской области в 2015 году. Научное издание. Информационно-социологический бюллетень / Под общ. ред. П. А. Меркулова. — Орел: Издательство Орловского филиала РАНХиГС, 2015. — 72 с.

2. Журавлева И. В. Почему не улучшается здоровье граждан // Вестник института социологии, 2012. № 6. С.163–176.

3. Лисицын, Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение / Ю. П. Лисицын. -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. — 512 с.

4. Михайлова С. В., Садретдинова И., Федосеева Я. Здоровье студентов — социальная ценность государства // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4

5. Петрушин В. И., Петрушина Н. В. Валеология: учеб. пособие. М.: Гардарики, 2003. 333–338

6. Смирнов В. В. Концептуальные основы формирования культуры здоровья молодежи в сфере досуга // Вопросы современной науки и практики / Университет имени В. И. Вернадского. 2011. № 3. С. 333–338.

7. Харченко А. А., Заслонкина О. В., Дровникова О. Н. Экстремизм и ксенофобии как протестный механизм социального аутсайдерства молодежи // Среднерусский вестник общественных наук. 2015. № 2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ekstremizm-i-ksenofobii-kakprotestnyymehanizm-sotsialnogo-autsayderstva-molodezhi (дата обращения: 07.04.2016)

8. Харченко А. А., Заслонкина О. В., Дровникова О. Н. Социальное партнерство в сфере реализации государственной молодежной политики в субъекте РФ // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. 2014. № 2 (173). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ sotsialnoe-partnerstvo-v-sfere-realizatsii-gosudarstvennoy-molodezhnoypolitiki-v-subekte-rf (дата обращения: 07.04.2016)

9. Шапошникова А. И. Перспективы финансирования системы здравоохранения в рамках концепции развития до 2020 года // Пространство экономики. 2009. № 2–3. URL:http://cyberleninka.ru/article/n/perspektivyfinansirovaniya-sistemy zdravoohraneniya-v-ramkah-kontseptsii-razvitiyado-2020-goda (дата обращения: 07.05.2015).

1. Dorokhova Yu. V., Ignatova TV, Prokazina N. V. Youth in the Orel region in 2015. Scientific publication. Information sociological bulletin / Under the Society. Ed. P. A. Merkulov. — Eagle: Orel Publishing House, Russian Academy of Sciences, 2015. — 72 p.

2. Zhuravleva I. V. Why does not the health of citizens improve? // Vestnik Institute of Sociology, 2012. № 6. P.163–176.

3. Lisitsyn, Yu. P. Public health and public health / Yu. P. Lisitsyn. -M.: GEOTARMedia, 2010. — 512 s.

4. Mikhaylova SV, Sadretdinova I., Fedoseeva Ya. Students’ health is the social value of the state // Modern scientific research and innovations. 2015. № 4

5. Petrushin VI, Petrushina NV Valeology: Textbook. Allowance. Moscow: Gardariki, 2003. 333–338

6. Smirnov V. V. Conceptual foundations of the formation of the health culture of youth in the sphere of leisure // Questions of modern science and practice / Vernadsky University. 2011. № 3. P. 333–338.

7. Kharchenko AA, Zaslonkina OV, Drovnikova ON Extremism and xenophobia as a protest mechanism of social outsider youth // Srednerussky Vestnik Social Sciences. 2015. № 2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ ekstremizm-i-ksenofobii-kakprotestnyy-mehanizm-sotsialnogoautsayderstva-molodezhi (reference date: 04/07/2016)

8. Kharchenko AA, Zaslonkina OV, Drovnikova ON Social partnership in the sphere of realization of the state youth policy in the subject of the Russian Federation // Scientific bulletins of BelSU. Series: Philosophy. Sociology. Right. 2014. № 2 (173). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoepartnerstvo-v-sfere-realizatsii-gosudarstvennoy-molodezhnoy-politiki-vsubekte-rf (application date: 04/07/2016)

9. Shaposhnikova A. I. Prospects for financing the health system within the framework of the concept of development until 2020 // The space of economics. 2009. № 2–3. URL: http: //cyberleninka.ru/article/n/perspektivyfinansirovaniya-sistemy zdravoohraneniya-v-ramkah-kontseptsii-razvitiyado-2020-goda (reference date: 07/05/2015).

Состояние здоровья человека отражает влияние на него комплекса факторов окружающей среды, в том числе условий воспитания, обучения, трудовой деятельности, образа жизни и определяет его качество жизни, возможности самореализации, социальную активность. Ответственное отношение к своему здоровью подразумевает не только отношение к нему как к ценности, но и как к особой культуре питания, системе двигательных действий, культуре нравственных межличностных отношений, эстетической культуре и т. д.

На сегодняшний день, сохранение и укрепление здоровья нации во многом определяется отношением каждого индивидуума к своему здоровью. В период выраженного демографического спада здоровье молодежи приобретает особую ценность, так как она представляет собой интеллектуальный, репродуктивный, экономический, социальный и культурный резерв государства, его стратегический капитал, а также «может рассматриваться как индикатор общественного развития» [7, с.92]. Более того, одним из главных направлений молодежной политики в современной России обозначено формирование отношения к здоровому образу жизни как к личному и общественному приоритету, пропаганда ответственного отношения к своему здоровью.

Основу модели здорового образа жизни молодежи составляет синтез разных подходов, выделенных рядом специалистов. Академик Ю. П. Лисицын в конце прошлого столетия научно обосновал модель социальной обусловленности здоровья, которая получила одобрение и признание экспертов Всемирной организации здравоохранения [3, с.12] Согласно данной модели уровень здоровья населения более чем на 50 % зависит от образа жизни и условий жизни; по 15–20 % занимают наследственные факторы и состояние окружающей среды и около 10–15 % приходится на работу органов и учреждений здравоохранения.

Как социальное явление формирование ЗОЖ объединяет два направления. Первое — это отношение к собственному здоровью и образу жизни самого индивида. Второе направление включает формирование ЗОЖ на государственном уровне и подразумевает соответствующую законотворческую деятельность, финансирование сфер здравоохранения, образования, культуры, досуга, окружающей среды [2, с.28]. Успех этих внедрений и действий значительно зависит от наличия и широкой пропаганды идеологии здорового образа жизни, направленной на сохранение здоровья и разумного к нему отношения [4, с.53].

Для Цитирования:
Заслонкина О. В., Зима В. В., Педагогические подходы к формированию здорового образа жизни молодежи. Социальная политика и социальное партнерство. 2017;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: