— Павел Сергеевич, каковы задачи конкурса «Помоги маме учиться» и в чем его ценность для страны в целом?
— Минобрнауки выступает организатором конкурса, а наш вуз — оператором. Это механизм распределения средств для развития в вузах-победителях элементов инфраструктуры для учебы молодых семей с детьми. Речь идет о создании комнат матери и ребенка и групп кратковременного пребывания детей. Лучшие проекты 60 вузов получат финансирование до 2,4 млн рублей. Итоги будут подведены до 6 июля, а награждение победителей состоится 8 июля — в День семьи, любви и верности. Заявки принимаются до 13 июня в электронном виде на ресурсе СЭД «Практика». Оператор осуществляет сбор и экспертизу заявок (проектов), обобщение и анализ опыта, создание цифровой базы лучших проектов.
Хочу подчеркнуть важное политическое значение конкурса. Здесь ценен не только объем финансирования: я воспринял эту программу как шаг в направлении, которое считаю очень правильным политически и продуктивным по существу. Это тестирование подходов и эффектов большой государственной политической стратегии.
— Какова эта стратегия?
— Во-первых, университеты должны стать действенными и полноценными субъектами государственной пронатальной политики — операторами и, если угодно, агентами государственных усилий в этой сфере. Во-вторых, акцент должен сместиться с мер материальной поддержки на развитие доступной инфраструктуры, обеспечивающей позитивную корректировку жизненных траекторий семей, их планов по рождению детей.
— Расскажите, пожалуйста, подробнее. Например, зачем университетам новые и, в общем, не свойственные им функции социального обеспечения?
— В России, как и в других развитых странах, через систему высшего образования проходит значительная часть молодежи. И период обучения, на самом деле, совпадает со временем, когда, в идеальном сценарии, люди должны обзаводиться семьей и рожать первенца.