Большая часть россиян, девять из десяти, называют себя патриотами (91%), безусловными патриотами называют себя 52%, каждый второй. На протяжении всего периода наблюдений показатель не опускался ниже 80%, максимум был зафиксирован в 2018 году — 92%. Не считают себя патриотами 5% россиян. Среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга уровень патриотизма достигает 95%.
«Быть патриотом» для россиян означает в первую очередь работать и действовать во благо, для процветания страны (48%), то есть патриотизм воспринимается как вклад в общее дело. На втором месте сегодня — защита страны от любых нападок и обвинений (38%). По всей видимости, это стало следствием недружественных высказываний в адрес России на фоне СВО со стороны коллективного Запада.
Около трети опрошенных считают, что «быть патриотом» — это «говорить о своей стране правду, какой бы горькой она ни была», «считать себя частью своей страны» (по 32%) и стремиться к изменению положения дел в стране для того, чтобы обеспечить ей достойное будущее (31%). Вариант «считать, что твоя страна лучше, чем другие страны» сегодня выбирают 18%.
На понимание патриотизма оказывают влияние образование, уровень дохода, урбанизированность места жительства и модель медиапотребления.
Аудитория с высшим образованием чаще других полагает, что быть патриотом — это работать во благо своей страны и стремиться улучшить положение дел в стране (59 и 40%). Вообще деятельностный взгляд ближе гражданам с высокими доходами (54% vs 38% в группе с низкими доходами) и жителям Москвы и Санкт-Петербурга (63% vs 36% среди сельчан), тогда как жители села в 4 раза чаще столичных жителей говорят о том, что быть патриотом значит считать, что твоя страна лучше, чем другие страны (29% vs 7%).
Активные пользователи сети Интернет воспринимают патриотизм проактивно: работать на благо страны (58%), стремиться улучшить положение дел в стране (41%), говорить правду о своей стране (43%). А вот те, кто предпочитает в качестве источника информации телевидение, расставляют приоритеты иначе: патриотизм для телезрителей — это в первую очередь защита страны от любых нападок и обвинений (41%), а также уверенность, что твоя страна лучше, чем другие страны, — этот вариант телезрители называют в 3 раза чаще, чем активные пользователи Интернета (31% vs 11%).