По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 355.233.231.1

Патриотическое воспитание в России: современные проблемы правового регулирования

А.А. Кирилловых кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного, административного права и правового обеспечения государственной службы Юридический институт ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»

В статье дается анализ феномена патриотизма как социального явления, а также организационно-правовых основ патриотического воспитания в Российской Федерации. Автор обращает внимание на современное состояние нормативно-правовой базы механизма патриотического воспитания, выделяет основные проблемы правового регулирования и обозначает перспективы развития законодательства в обозначенной сфере общественных отношений.

Литература:

1. Габекорн А.И. Концепт патриотизма в процессах формирования гражданской идентичности. Автореф. …дисс. канд. полит. наук. Екатеринбург, 2021. С. 10.

2. Головченко Г.А. Стратегия формирования правовой культуры личности в современной России: понятие, цели, основные направления. Дисс. …канд. юрид. наук. Краснодар, 2016. С. 9.

3. Дедов Е.Г., Владыченкова Н.Д., Дедова Е.Е. Нормативно-правовые основы реализации государственной политики в сфере гражданско-патриотического воспитания молодежи // Смоленский медицинский альманах. 2018. № 3. С. 181–185.

4. Зауртова Э.В., Рейма О.Я. Патриотизм как социальное явление и интегративное качество личности // Вестник Института: преступление, наказание, исправление. 2018. № 1 (41). С.135.

5. Коммерсантъ. 03.02.2016. [Электронный ресурс] // URL: https://www. kommersant.ru/doc/2907316 (дата обращения: 21.01.2020).

6. Кузьмина А.А. Нормативно-правовое обеспечение гражданско-патриотического воспитания //Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. 2017. № 1. С. 30–35.

7. Лаврентьев А.Р. Патриотизм в современной России: нормативное закрепление // Феномен патриотизма в странсструктурном коммуникативном поле. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Нижний Новгород, 2020. С. 248.

8. Нефедова А.С. Патриотическое воспитание как приоритетное направление образовательной политики // Ученые записки ЗабГУ. 2017. Том 12. № 5. С. 10.

9. Новейший словарь иностранных слов и выражений. М.: Современный литератор, 2003. С. 612.

10. Пискунова Т.В. Модификация ценностного содержания патриотизма в сознании российской молодежи. Автореф. … дисс. канд. социолог. наук. Ростовна-Дону, 2007. С. 11–12.

11. Попп И.А., Шахнович И.С. Государственная политика по сохранению исторической памяти граждан Российской Федерации: нормативно-правовой аспект // Педагогическое образование в России. 2018. № 12. С. 46.

12. Пронина М.А. Патриотизм как ценность правовой культуры // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 9 (94) сентябрь. С. 61, 62–63.

13. Пронина М.А. Правовая культура и идеи патриотизма в современной России: теоретико-правовое исследование. Автореф … дисс. канд. юрид. наук. М. 2018. С. 10.

14. Симонова М.М., Удалов Д.Э. Правовые основы патриотического воспитания в Российской Федерации // Наука и Школа. 2017. № 2. С. 34.

15. Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб.: «Норинт», 2004. С. 499.

16. Чекменева Т.Г. Правовые основы патриотического воспитания российской молодежи в условиях глобализации // Казанский педагогический журнал. 2015. № 6–3 (113). С. 85.

Патриотизм (греч. patris — «Родина, Отечество») обычно понимается как: любовь к Родине, преданность Отечеству и своему народу1; а также как привязанность к месту своего рождения или месту жительства2. Патриотизм — достаточно сложный собирательный термин, который вырастает из культуры народа, философских и моральноэтических представлений, социальной практики идентификации личности с конкретной страной, связывается с формированием ценностных ориентаций и нравственных качеств личности.

Патриотизм — это интегральная характеристика личности, общекультурная ценность российского общества в целом и ценность правовой культуры3, средство самоидентификации людей в качестве граждан государства4. Ценностные ориентиры для каждого субъекта становятся основой для формирования модели поведения в обществе, и идентифицируют индивида с конкретным социумом5. Патриотическое сознание имеет прочную опору в общественной морали и эмоциональной привязанности к родной земле, и носит рационально-осмысленный характер.

На уровне главы государства патриотизм был определен как национальная идея, но с отсутствием идеологической составляющей6. Патриотизм как «национальный» проект вполне может уместиться в рамки национальной идеи, способной обеспечить консолидацию общества, а также решение стратегических задач развития государства.

Патриотизм, наряду с правовой культурой, призван выполнять важнейшие для государства функции, в том числе интегрирующую, охранительную, стабилизирующую, регулирующую, воспитательную, трансляционную и оценочную7. Кроме того, патриотизм как сложное социальное явление выполняет функцию консолидации общества, обеспечивает связанность и гармонизацию целей гражданского общества и органов власти8.

Для Цитирования:
А.А. Кирилловых, Патриотическое воспитание в России: современные проблемы правового регулирования. Юрист ВУЗа. 2023;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: